30.06.2020 09:33
Алексей Рычков
Родился 1 марта 1960 г. в городе Ижевске.
С 1975 по 1979 гг. учился в Ижевском индустриальном техникуме, после его окончания служил в армии. С 1982 по 1987 гг. учился на художественно-графическом факультете УдГУ. Дипломную работу «Старый Ижевск» выполнил под руководством проф. Б.А. Постникова.
В 1994 г. был удостоен стипендии Министерства культуры УР. С 1995 по 2000 гг. работал директором Выставочного зала Союза художников Удмуртии. В 2000 г. был принят в Союз художников России. В 2014 г. вступил в региональное отделение ТСХР.
С 2000 по 2002 гг. работал художником на ИЭМЗ «Купол». В настоящее время – свободный художник.
Начиная с 1998 г. является постоянным участником региональных и всероссийских выставок.
Замедлив шаг
В пейзажах Алексея Рычкова оживает полузабытый мир старого Ижевска. Деревянные и каменные здания дореволюционной эпохи, советские хрущёвки и бараки – главные герои его картин. Они– немые свидетели чьих-то свершившихся судеб, хранящие память о былом. Глядя на пейзажи Рычкова, мы с изумлением замираем перед ускользающей красотой уходящего Ижевска, которую не замечаем в повседневной суете.
Художник признаётся, что идеи для будущих работ у него возникают во время пеших прогулок по городу:
– Я люблю гулять по старым улочкам. Я – не сегодняшнего времени человек. На шумных улицах, магистралях мне некомфортно. Стараюсь свернуть оттуда и пройти какими-то двориками. Тогда слышишь себя и собственные шаги. Пение птиц слышишь. И попадаешь в какую-то другую эпоху. Время словно замедляется.
Идёшь и видишь красоту вокруг. Даже в самом обычном. Иногда барак рисуешь какой-нибудь. Люди там живут и маются. Крыша течёт, пол проваливается. Но найдёшь поэзию в этом обветшалом доме, с любовью его напишешь, и жильцы удивляются, глядя на пейзаж: «Ничего себе! В каком красивом месте мы живём!». Иной раз красота ведь сразу не открывается.
Вот я вижу старинное здание, оно трогает мне душу, и хочется его изобразить. Это старый уходящий Ижевск. Он постепенно исчезает. А я рос среди этих мест, и они мне дороги.
Алексей Рычков рассказывает, что его мальчишеская жизнь связана с кварталом, который образуют улицы Пушкинская, Советская, Коммунаров и Красногеройская:
– До 15 лет я жил в доме № 196 на Пушкинской. Летом во дворах у нас били фонтаны. Мы, мальчишки, бегали вокруг них. Водой друг на друга брызгали. Сейчас эти фонтаны уже не работают. Туда землю засыпали и сделали из них клумбы. Совет нашего дома покупал для ребят футбольный и волейбольный мячи, теннисную сетку с ракетками. И если надо поиграть в футбол, подходишь к старшему по дому, и он выдаёт тебе мячик. Побегали, погоняли мяч и вернули его назад. А когда проголодаешься, то бежишь за куском хлеба домой. Намажешь маслом или вареньем. И обязательно надо на улицу обратно бежать. Там вкуснее. Мы и в лапту любили играть, и в футбол, и «в города и сёла». Вот такая жизнь была.
Театр одного актёра
Рычков часто выходит на этюды. Он уверен, что живописцу необходимо порой оставаться наедине с природой, учиться у неё.
– Иногда засидишься в мастерской или день хороший выдался, и хочется на природу. Порисовать на воздухе. Соберёшься и думаешь – куда? Далеко за город сложнее добраться. Но где-нибудь в лесу или в поле ты один, зрителей нет. А писать этюды в городе довольно сложно. Нужно выбрать время, чтоб машин не было. Все переулки сейчас забиты машинами. Но самое сложное – это встать с этюдником посреди улицы. Ты выходишь, будто на сцену, и начинается театр одного актёра. Вокруг жизнь кипит, движение, шум. Туда-сюда снуют люди. Иногда подходят, смотрят, советы дают, например: «А я бы тут ещё вот это нарисовал». Ну и, конечно, окошки все пересчитывают.
Именно на пленэре была написана одна из лучших работ Алексея Рычкова – «Под старыми тополями». Здесь изображены два старинных здания на улице Свердлова. Один из них – двухэтажный дом № 22 – это бывший дом Юровских, в честь которых получил название Юровский мыс на Ижевском пруду.
– Эту работу я писал в течение двух лет. Приходил сюда несколько раз. Именно вечером. Меня привлекали закатные краски и вечерние ползущие тени. Всегда нужно думать, в какой час лучше изобразить тот или иной вид: вечером, днём или утром. Данный вид лучше всего было писать на закате.
В это время на улице Свердлова обычно автобусы стоят, у водителей в 7 часов вечера обеденный перерыв. Как правило, водители видели, что я рисую, и старались отъехать на свободное место. Но порой автобусов было очень много, и водитель вставал так, что перегораживал вид. Тогда приходилось собираться и уходить.
А фигурку дедушки я позже вписал в пейзаж. Его там не было изначально. Он словно из XIX века. И дома той же эпохи. Кстати, в доме № 20 до сих пор люди живут. Дом крепкий. Строили раньше на века. И тополя тут очень старые изображены. Правда, их сейчас уже нет, спилили.
Под покровом небес
Картина «Под старыми тополями» дарит нам ощущение счастливого летнего вечера. Всё в ней озарено мягким солнечным светом и наполнено прохладным вечерним воздухом. В наступившей тишине волнующей мелодией звучат голоса стрижей. Они стрелой проносятся по чистому голубому небу, пробуждая детскую мечту о полёте. Дуновение лёгкого ветерка растворяет все тревоги и рождает чувство мира и спокойствия в душе.
Рычков уверен, что пейзаж наполняется жизнью лишь в том случае, когда художник создаёт его, глубоко переживая увиденное:
– Я пришёл, полюбил это место. Я пропустил его через своё сердце. Конечно, всегда режиссируешь свою работу. Но самое важное – ты должен пропустить увиденное через себя, тогда у тебя рука не будет равнодушной.
Наверное, эта картина – моя ностальгия по нормальной спокойной жизни. Хочется в таком спокойном мире пожить. Не может человек жить так, как он сегодня живёт. Вот сколько людей я знаю, они все как будто на взводе. Все на пределе. Многие разрываются между тремя работами. Постоянное напряжение и неуверенность в завтрашнем дне.
А нормальная жизнь – это когда у человека остаётся время книжку почитать. Пообщаться для собственного развития. Детям больше времени уделить. К сожалению, этого сейчас нет.
Мир, изображённый в пейзаже с тополями, прекрасен. Казалось бы, в центре внимания художника – простой сюжет с постаревшими, обветшалыми домиками. Но есть в нём что-то глубинное, трогательное. Камерное пространство старинной улочки кажется ещё более уютным и соразмерным человеку по сравнению с бескрайним небесным простором. Голубое небо, занимающее большую часть изображения, переживается как недостижимая лёгкость бытия.
«Вы рисуйте, вам зачтётся»
Работа «Под старыми тополями» написана реалистично. Представленный в ней мир конкретен. Но созданный образ существует словно вне времени. На вопрос, какими качествами должен обладать художник, чтоб «преобразить мгновенье в вечность», Алексей Рычков отвечает:
– Для меня художник – это человек, который честно относится к своей работе. Искренне. Неравнодушно. В художнике нравственная сторона имеет большое значение. Всё же подлинное искусство и человеческая низость несовместимы. Потому что низкое всё равно будет как-то вылезать, проявляться. Ведь наши картины говорят о нас больше, чем мы сами. Всегда человек должен стараться чище быть. К сожалению, сегодня люди больше думают о выгоде.
Для меня живопись – это смысл жизни. Но быть свободным художником непросто. Серьёзная творческая работа требует полной самоотдачи и концентрации. И совершенно не гарантирует заработка. Сейчас сложно продать картину. Я очень переживаю оттого, что не могу в должной мере обеспечить свою семью. Мне повезло, что мои близкие относятся к этому с пониманием. Мои жена, сын и дочь – для меня главная опора в жизни. Они верят в меня. И я могу двигаться вперёд, развиваться как художник. За что им огромное спасибо!
Конечно, сомнения и неудовлетворённость постоянно преследуют. Но как пел Окуджава: «Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся… Что гадать нам:
удалось – не удалось?». Главное – я чувствую, что занимаюсь своим делом. Хотя сегодня я не ощущаю себя нужным как художник. Я работаю, быть может, на будущее. Придёт время, когда это будет нужно.
Газета "Удмуртская правда"
Автор:
Ирина Брекоткина