14.07.2020 09:10
Народная артистка Удмуртии Надежда Уткина выступила с необычным концертом – сначала на опушке леса в ижевском микрорайоне Север она исполнила несколько песен для любителей северной ходьбы, а затем, сменив гитару на палки, прошла вместе по одной из «Троп здоровья», которые сейчас энтузиасты физкультуры активно торят в лесных массивах в столице республики.
Концерт на болоте
Концертные площадки Надежды Уткиной разнообразны, как она сама - женщина, певица и музыкант. Её недавний концерт на лесной опушке дополнил эту необычную сценическую серию.
- Однажды в Эстонии сценой для моего выступления оказалось… болото, - улыбнулась артистка и начала захватывающее повествование:–Тогда вместе с Екатериной Хабибуллиной мы провели для эстонских друзей выездной Гербер, и затем хозяева предложили нам устроить творческий вечер в национальном парке Соомаа, что в переводе означает страна болот, или болотная земля.В этом парке есть огромная топь Куресоо - журавлиное болото, и на туристической тропе по узким деревянным тротуарам-настилам через болотины мы вышли к берегу живописного и кристально чистого озера. Кругом были мои слушатели, никаких комаров, и я с гитарой и своими песнями. На какое-то мгновение у меня возникло ощущение, что я очутилась на другой планете.Как мне потом рассказывали местные жители, эту тропу они называют дорожкой здоровья, ходят по ней круглый год, а зимой надевают лыжи или снегоступы. На Грушинском фестивале я тоже пела на поляне, но в Холмогоровском лесу в Ижевске у меня был не полноценный концерт, а небольшая разминка, зарядка музыкой, хорошим настроением и оздоровительной физкультурой. Когда северные ходоки пригласили меня походить вместе с ними, мне сразу стало интересно узнать, как песня будет взаимодействовать с популярной нынче ходьбой…
Особенность фонетики
На лесной полянке первой на гитарные струны Надежда Уткина положила собственную песню «Яратонэ» на стихи Люзы Бадретдиновой: «Открой своё сердце любви! Любовь - это высокая сосна, которая открывает дорогу к небу, любовь – это океан, и пей его по глотку…»Иначе эту песню певица называет гимном любви.
- У меня была очень интересная история, связанная с ней, - заинтриговала Надя. - Во время европейского гастрольного тура в Швейцарии и Франции я поставила в программу «Яратонэ» рядом со знаменитым «Гимном любви» Эдит Пиаф. И этот песенный «дуплет» выстрелил очень громко, произведя потрясающее воздействие на публику. Сначала я спела песню Пиаф - глубоко,широко, чтобы люди прислушались, открыли свои воспоминания и образы, а затем плавно перешла на удмуртский язык, и моя франкофонная аудитория услышала «Яратонэ», когда незнакомые поначалу для них длинные гласные звуки постепенно наполняются близкими и понятными ощущениями.
- Вот она уникальная особенность гибкого удмуртского менталитета и фонетики удмуртского языка!Не вторжение и не заискивание, а мягкое встраивание при сохранении собственной идентичности.
- Точно! Наверное, совсем неслучайно, что «я вчера нашла совсем случайно»франко-удмуртский словарь, - Надя невольно процитировала строчку их песни Николаса Бродского и Павла Германа «Ваша записка», ставшей одной из марок выдающейся певицы и актрисы Клавдии Ивановны Шульженко. - Этот словарь выпустила Светлана Едыгарова, и когда он попал мне в руки, то я мгновенно поняла и решила для себя: «Мне надо что-то сделать с ним!» Этим «что-то» у меня будет новая песня.
Проснувшийся педагог
Несколько лет назад Надежда Уткина вышла замуж за Жерара Ламарша и уехала в Швейцарию. При этом любовь артистки к родному родниковому краю стала ещё сильнее.
- Когда я приезжаю в Удмуртию, то готова целовать землю и деревья обнимать, - откровенничает Надежда Эдуардовна. - В швейцарских Альпах и на берегах озёр всё тоже очень красиво, и к Монблану я обращаюсь не иначе как Монблан-батюшка, и Женеву привечаю девушка-Женевушка. Даже песню хочу написать про жениха - Ижевска-парнишку, и его невесту –деву-Женеву.Однако повторюсь, что любовь к малой родине у меня крепнет с каждым разом. И она у меня не слепая! Когда приезжаю в Россию, возвращаясь в Удмуртию, мне всё больше хочется чистоты. Не могу смотреть на выброшенный мусор!Поэтому, когда с единомышленниками идём по лесу,то убираем его за невежами-земляками.Если раньше моё сознание было эко-мифологичным, то сейчас я чувствую, что оно становится всё более экологичным. Не зря же, приехав в Ижевск ещё минувшей зимой, я принялась за раздельный сбор мусора и детей и внуков приучаю к этому. Между прочим, вся эта самоизоляция пришлась мне по душе! В марте я не смогла возвратиться в Европу, но зато за прошедшие три месяца успела переделать очень много важных дел,восстановить контакты, встретиться с друзьями и с северной ходьбой. А самое главное - я успела побыть бабушкой. Прежде я никогда не проводила вместе с внуком столько времени - всё наездами да урывками. А тут увидела, что мой пятилетний внучок умненький и поющий. Мы с ним много общались, записывали песни, учились считать, читать и писать, и во мне проснулся настоящий педагог, дремавший долгие годы с той поры, когда я выпускалась из Удмуртского университета.
Созвучие с Эдит Пиаф
Венцом в лесном концерте для физкультурников стала лиричная и тонкая песня «Лемлетиталмас».
- Эту песню я написала в далёком 1993 году и пою о самом заветном удмуртском цветке,- напомнила Надежда Уткина. - На ранней зорьке этот лазоревый цветок становится розовым.
Удмуртам - лесным жителям- издавна было присуще экологическое мышление и экологичное ощущение жизни. Для них очень важно было проснуться рано-рано до зари, а потом на восходе поймать момент, когда в небе поёт розовый тюрагай-жаворонок, а жёлтые купальницы становятся розовыми от первых лучей солнца. Когда даже говорливый ручей становится обжигающим. Он кипит-говорит, бурлит студёной водой, но умеет по-настоящему обжигать. Поэтому я думаю, что современному человеку, и особенно горожанам, крайне важно уметь посмотреть на природу под другим углом зрения…
Любопытно, что в репертуаре всё той же Эдит Пиаф была песня «Жизнь в розовом свете» (LaVieenrose), которая впоследствии стала такой же визитной карточкой французской певицы, как «Маленькая Мари», «Нет, я не жалею ни о чём…» (Non, jeneregretterien) или Padam, padam. И здесь, проводя другую творческую параллель между двумя певицами, можно обнаружить новое гармоническое и экзистенциальное созвучие.
Газета "Известия Удмуртской Республики"
Автор:
Александр Поскрёбышев