14.08.2020 14:36
В августе ежегодно отмечается Международный день коренных народов: у каждого из них свои традиции, бытовые устои, которым они неуклонно следуют и передают потомкам. О том, как строились отношения в традиционной семье на примере коренных народов Севера, мы попросили рассказать Раису Германовну Решетникову – заведующего отдела научно-исследовательской и методической деятельности, кандидата педагогических наук. Она также известна как носитель традиционной культуры обских угров.
— В современном мире актуальна проблема гендерного неравенства. Прослеживается ли дисгармония в семейных обязанностях и правах у хантов и манси?
— Как такового, неравенства между женщиной и мужчиной никогда не наблюдалось. По сложившимся устоям женщина выполняла больше домашней работы, являлась хранительницей домашнего очага. Многие исследователи культуры и быта северных народов утверждают, что это являлось эксплуатацией. Но это не так, потому что несмотря на разделение обязанностей, в семейном укладе всегда сохранялась гармония. В свою очередь, мужчина сохранял роль добытчика, посезонно уходил на охоту и рыбалку. И, несмотря на это, в обско-угорской семье было всегда равенство. Когда мужчина уходил на промысел, то хозяйкой дома была женщина. Взаимопонимание и поддержка — это именно то, чего требовала семейная жизнь.
Семейный уклад всегда был и остается в наши дни патриархальным. Мужчина — глава семьи, а женщина во многом подчинялась ему в бытовых делах, но каждый из них имел свои обязанности. По этим критериям регулировались межличностные отношения и по возможности избегали семейных ссор и конфликтов.
Социальная роль женщины с ее функциями матери и жены была достаточно высока. А после рождения ребенка ее статус только повышался. В прошлом молодых супругов не всегда объединяло чувство любви, но осознание долга друг перед другом, детьми скреплялись семейные узы. Поэтому у современных хантыйских и мансийских семей бытует следующее признание: «Я почитаю свою супругу за то, что она мать моих детей».
— У многих северных народов есть разграничение в обрядах и приемах пищи между мужчинами и женщинами. Существовал ли такой устой среди обских угров?
— Да, у хантов и манси к обряду рождения ребенка допускаются только женщины. Участие принимают четыре матери: первая - та, что родила, вторая женщина «пупка мать», которая перерезала пуповину ребенка, третья женщина, которая несет ребенка в дом и крестная.
К мужскому обряду относят «Медвежьи игрища». Охотники отправляются за зверем, соблюдая обрядовые мероприятия. Доставив добычу в дом, они устраивали в честь медведя праздник.
Особые правила были за столом, где мужчины и женщины располагаются в определённой последовательности. За стол садятся в следующем порядке: ближе к священному углу садится хозяин, рядом сыновья и дочери, не достигшие совершеннолетия; со стороны входа находится хозяйка, её старшие дочери, здесь же находятся грудные младенцы.
Женщин оберегали, и были ограничения для них – в пище, в общении с духами. С самого начала у беременной женщины были выработаны особые запреты: не переступать через собаку, нельзя выделывать камусы лося, в этот период нельзя бывать в многолюдных местах, не присутствовать на жертвоприношениях и другие.
Обские угры соблюдают запреты на разделку и употребление того или иного вида рыбы и дичи. И это в семье строго соблюдалось.
— Случались романы вне семьи, измены, может быть? Как к этому относятся представители коренных народов?
— Измены в семье случались, но среди обских угров этот поступок всегда осуждался. Насколько бы не были сильными конфликты и разногласия между супругами, они обязаны были совместно вести хозяйство и растить детей, заботиться друг о друге. Поскольку в суровых условиях Севера любая оплошность могла стоить жизни не только человеку, но и всей семье. Поэтому разводы у хантов и манси были крайне редкими.
– Женщины, которые переезжают в города, за кого выходят замуж? Исходя из семейных ценностей хантов или манси, допустимо ли смешение национальностей?
– Женщины, покинувшие стойбища, поселения вправе выбирать себе супруга вне зависимости от его национальности. Я сама являюсь коренным представителем народа ханты, но муж у меня русский, но у него в роду есть коми-пермяки, поэтому смешение браков допустимо.
На примере коренных малочисленных народов Севера, очевидно, что, несмотря на изменения в структуре общества, его устоев, традиционная культура сохраняется, и её ценность велика.
Ugra-news
Автор:
Юлия Шмакова