20.08.2020 09:16
Масштабный передвижной проект объединил более 50 живописцев, графиков и скульпторов
В Ижевске продолжается выставка «Родные адреса», представляющая «на равных» признанных мастеров и молодых художников из разных районов республики.
Единое арт-пространство
Проект «Родные адреса» стартовал в 2018 году при поддержке Министерства культуры УР и стал одной из первых инициатив, посвящённых 100-летию государственности Удмуртии. Инициатор проекта, председатель регионального отделения Творческого союза художников России Денис Никонов говорит, что его целью было не просто провести масштабную сборную выставку живописи, графики и скульптуры художников Удмуртии, но заново создать единую творческую среду, объединяющую всю республику:
– Много лет назад Союз художников Удмуртии проводил в районах пленэры, в которых участвовали и признанные мастера, и молодые художники, и преподаватели художественных дисциплин из районов. Благодаря этим пленэрам складывалась и поддерживалась среда единомышленников (даже если они были сторонниками разных стилей и жанров, в самом главном они сходились – искусство должно быть доступно самой широкой аудитории), возникали творческие связи, вся республика была единым арт-пространством. Потом финансирование кончилось, а личного энтузиазма не хватило, и традиция прервалась. Но взрослеют мои дети и дети друзей-художников. Многие из них сами начинают заниматься тем или иным видом искусства, и у многих я вижу интересные результаты. И несколько лет назад я понял, что если ничего не предпринять, у них не будет того творческого сообщества, которое было у молодых художников нашего поколения. Им придётся пробиваться поодиночке. А ведь сообщество единомышленников – это та питательная и поддерживающая среда, в которой молодой талант развивается особенно гармонично. Обмен идеями, общие выставки, когда на «персоналку» ещё не хватает материала, неожиданные проекты, в которых художник может взяться за новую для него тему и удивить самого себя, – вот что такое творческий союз.
Денис Никонов поставил перед собой амбициозную, но, как оказалось, вполне выполнимую задачу: вновь сплотить разобщённых художников из разных уголков республики, создать единую среду, где активно устанавливались бы вертикальные и горизонтальные связи. Вертикаль здесь – передача опыта от состоявшихся профессионалов творческой молодёжи и художникам-самоучкам, а горизонталь – возможность напрямую, благодаря личным знакомствам, а не официальным «учреждениям», найти участников для проекта, который охватил бы несколько городов или районов.
Так «Родные адреса», открывшись в выставочном зале УдГУ, отправились по городам и райцентрам. За два года – девять адресов, в том числе «за границей» – в городе Чайковском Пермского края. На первом этапе в экспозиции было довольно много архивных работ, которые художники достали из своих мастерских. Пока «Родные адреса» добирались до Ижевска, экспозиция пополнилась множеством свежих работ, написанных художниками из районов буквально под впечатлением от силы и энергии замысла проекта. Стало очевидно, что районы соскучились по качественным выставкам и вообще по арт-событиям. В каждом пункте, где останавливались «Родные адреса», Денис Никонов проводил мастер-класс – в режиме реального времени в течение нескольких часов писал портрет девушки в национальном костюме с натуры (серия этих портретов уже выглядит как самостоятельный проект), отвечал на вопросы зрителей. «В Дебёсах, например, на мой мастер-класс пришли педагоги и студенты местного техникума, где готовят будущих учителей ИЗО, получилась интересная беседа, а ряд преподавателей в итоге вступили в наш союз», – вспоминает он.
Вся палитра Удмуртии
Для столичных зрителей «Родные адреса» – прекрасная возможность увидеть не только работы признанных классиков Белых, Батыршина, Михайлова, Рычкова, но и работы совсем молодых авторов, работающих в современных жанрах (например, книжной иллюстрации в эстетике графического романа или инсталляции), и произведения районных художников.
До Ижевска «Родные адреса» добрались, пожалуй, на пике своей художественной формы: выставка представляет действительно широкий срез изобразительного искусства Удмуртии – здесь представлены художники разных поколений, разных школ, ставящие перед собой разные творческие задачи. Опирающийся в своей работе на старые фотографии и на их основе создающий идеализированный, подчёркнуто лиричный, солнечный и безмятежный «ушедший» мир Ижевска, Воткинска, Сарапула Валентин Белых соседствует на выставке с экспрессивным, буквально швыряющим яркие акриловые краски на холст (впрочем, чаще на картон) Максимом Пайпом, который видит город как завихрение троллейбусных проводов, заворачивающиеся спиралями улицы, вспышки света из витрин и окон. Метафоричные картины Вячеслава Михайлова, разворачивающиеся в философские послания, наполненные символикой финно-угорской мифологии и христианства (гуси, ветки вербы и яйца на картине «Весенний натюрморт», например, читаются как диалог традиционного сюжета о гусе, поднявшем со дна мирового океана Землю и этим позволивший осуществиться Жизни, и православия с его радостной встречей Пасхи как символа Жизни вечной) соседствуют с абстракциями Любови Суховой, где есть только цвет и интенсивность мазка. Озорная, игровая скульптура Василия Ефимова «Вумурт» (если этого обаятельного духа воды с растопыренными во все стороны, как будто покачивающимися в невесомости на глубине шевелюрой и бородой обойти со спины, то он превращается в крупную рыбу, выплывающую из водорослей) стоит недалеко от «Географини» Александра Кривошеина – ярко раскрашенной деревянной скульптуры, отсылающей и к соцарту, и к наивному искусству. Академическая живопись «звучит» иначе, когда рядом выставлен арт-проект Романа Постникова «Родники Ижевска» – в старых аптечных склянках запечатана вода из разных родников Ижевска, и в галерейном свете флаконы светятся и сияют гранями, как настоящие драгоценности, предлагая задуматься, что же в нашей жизни – настоящее сокровище. Пейзажи, натюрморты, жанровые картины, живопись, акварель, пастель, фотография, дерево, камень, металл, дерево, войлок – разнообразие представленных на выставке работ (всего их порядка 120) не позволяет пресытиться, заскучать – на каждом «повороте» зритель получает свежие впечатления.
Преображение пространства
Эти «повороты» – заслуга сотрудников ВЦ «Галерея». Большой выставочный зал они сделали похожим на маленький светлый городок. Многочисленные белые колонны и большие стеклянные витрины стали восприниматься как архитектурные объекты благодаря простому, но остроумному решению: галеристы повесили на колонны таблички с адресами (они, кстати, неслучайны – именно такие адреса были у залов в других городах и райцентрах, где экспонировалась выставка), а у входа в зал закрепили почтовый ящик – с прорезью для писем, какой и сейчас ещё можно встретить на воротах частных домов где-нибудь в глубинке. Ящик – действующий! Именно в него посетители выставки могут опустить отзыв, написанный на специально отпечатанных открытках. Ностальгическую ноту вносят и таблички к работам, сделанные в виде пожелтевших от времени почтовых карточек.
Следующий, уже начавшийся, проект удмуртского отделения Творческого союза художников России – «Полосатый пленэр». Опытные художники, студенты художественных направлений и ученики школ искусств вместе выходят на этюды в Зоопарк Удмуртии. Курирует проект талантливый молодой художник Дмитрий Дриаев. Итогом его станут выставка и издание художественного альбома с лучшими рисунками, созданными на «полосатых пленэрах». Кроме того, участники проекта будут заниматься арт-практиками с «особенными» детьми.
Газета "Удмуртская правда"
Автор:
Анна Вардугина