26.08.2020 09:27
Валентина Васильевна Ивачёва родилась в Сорокинском районе в мордовской деревне Калиновке. Родители её Василий и Дарья Фроловы из переселенцев.
Ещё в середине двадцатых годов прошлого столетия несколько мордовских мужиков отправились в Москву просить разрешение на переселение из голодных поволжских земель в Сибирь. Принял их сам всесоюзный староста Михаил Калинин и разрешил переселяться. В благодарность переселенцы назвали деревню Калиновкой. Большая разрослась деревня, да со временем разъехались люди в поисках лучшей доли, унося с собой традиции предков и мордовское «оканье» – мягкое протяжное наречие.
Детей в семье Фроловых подрастало пятеро. Поэтому родители всегда держали большое подворье, выращивали огород. Мама делала заготовки. Собирала столько смородины, клюквы и брусники на местных рямах, что вдоволь хватало на всю зиму. Дети всегда были рядом, помогали как могли. Отец рано ушёл из жизни. Мама устроилась на его место: у обходчика нефтепроводов был телефон, и зарплата, по тем временам, хорошая.
В Голышманово Валентина приехала учиться в педагогическое училище. Здесь вышла замуж, родились дочери Ирина и Наталья. А потом и маму перевезла к себе. После работы бежала к ней. Дарья Дмитриевна уже подготовит все овощи, приправы. Вместе фаршировали перцы, делали зимний салат, мариновали огурцы уже по современным технологиям, под крышки. Дарья Дмитриевна жалела дочь по-женски, ведь Валентина тоже рано овдовела, словно повторив её судьбу. Со временем перебрались в посёлок семьи сестры и брата. Многие девчонки из Калиновки тоже приехали учиться в педучилище, остались здесь навсегда.
Долгие годы Валентина использует рецепты мамы. Теперь уже с учётом вкусов своих дочерей и внучек. Любит угощать дочь Ирина в Тюмени коллег маминой маринованной капустой. Друзья просят Валентину закатать огурцы – ради вкуснейшего рассола. Часто пробует что-то новое, но старые, проверенные, рецепты ближе.
С детских лет помнит Валентина вкус мордовских блинов, которые готовила мама. Их пекли из пшена или манки. Секрет приготовления передавали старики молодым. Вкуснейшие пироги с ягодами и поза – излюбленный напиток, приготовленный из сахарной свёклы, похожий на квас – всегда были на столе. В старину блины готовились три дня – тесто выстаивалось на опаре. Пшено или манку обязательно доводили до однородной консистенции – без комочков и крупинок. Сейчас не у каждой хозяйки хватает терпения и умения – используют дрожжи, поэтому в современных рецептах на блины из манки уходит всего несколько часов.
С возрастом национальные традиции и обычаи становятся ценнее и дороже. Уже несколько лет Валентина, её сестра Пана, сноха Тамара, калиновские землячки дружат с центрами мордовской культуры. В Калиновке не раз проходили фестивали творчества этого самобытного народа. А однажды в тюменском детском саду у внучки Миланы готовился праздник национальных культур. Валентина сразу решила, что лучше мордовского платья внучке не придумать. Готовились долго: звонила в родную Калиновку, узнавала тонкости народного костюма. Мастерили со снохой головные уборы, подруга шила фартуки. Валентина с дочерью Натальей помогли внучке представить народность. Получилось замечательно. В прошлом году Валентина Васильевна побывала на юбилее Калиновки, там состоялся национальный праздник творчества. После этого решила, что и на Шарохинском фестивале будет вместе с земляками представлять мордву. К сожалению, идея объединиться нынче не состоялась. Но обязательно сбудется. Это замечательно, когда передаются из поколения в поколение семейные истории, традиции и элементы культуры разных народов. Когда за семейным столом готовятся русские блины, казахский бешбармак или мордовские блины.
"Голышманово сегодня"
Автор:
Олеся Зазулина