15.10.2020 10:20
На ТНТ стартовал сериал «Территория». Он снят в жанре фолк-хоррор и рассказывает о путешествии 19-летнего парня, который вместе с дядей-патологоанатомом отправился в Пермский край, чтобы найти пропавших родителей. Во время поисков он сталкивается с загадочным и потусторонним, Пармой (бескрайним и полным тайн лесом) и коми-пермяцкой речью. Что думают о сериале сами жители Коми-Пермяцкого округа?
Николай Кольчурин, пенсионер, автор журнала «ФИННОУГОРИЯ»
— Я даже не знаю, что и сказать. По правде, телевизионные фильмы меня особо не интересуют. Но хозяйка [жена] сказала, что будет фильм «Территория», который сняли в Пермском крае. Для интереса я сел смотреть. Первый сюжет
— разговор в автобусе двух мужчин, особенно речь водителя автобуса
— мне не понравился. Как-то слишком наигранно и неестественно. Следующий сюжет
— на остановке две девушки ожидают автобус, и к ним пристает деревенский парень
— мне тоже очень не понравился. Пермяков показывают каких-то полудиких. Дальше
— больше. Чужие люди пришли в деревню и на местных с палками кидаются. Это уже вон выходящее. Я досмотрел до момента, когда участковый сел в коляску [примерно середина первой серии]. Как было дальше, я не смотрел. Но начало фильма у меня вызвало отвращение и оскорбление. Ничего не хочу сказать создателям фильма. Это их художественный вымысел и имеет право присутствовать. Но если о нас фильм, о коми-пермяках, то мы совсем по менталитету не такие.
Татьяна Климова, заместитель директора Коми-Пермяцкого драматического театра
— Сериал смотрю. Какое первое впечатление он произвел на меня? Достаточно странное. С одной стороны, любопытно и приятно увидеть сторонний взгляд на нас, услышать название родного города и увидеть знакомые места. С другой стороны, очень ревностное отношение к произносимой коми-пермяцкой речи с иностранным акцентом. Хотелось бы более серьёзного погружения авторов сценария и режиссёра в сущность коми-пермяков, их фольклора, обычаев и современной жизни. Появляется какое-то внутреннее сопротивление предлагаемому на экране материалу.
Что нравится в сериале? Участие актеров Коми-Пермяцкого театра [Вера Чугайнова играет Икотку, Александр Федосеев — старика] в проекте наряду с популярными известными актерами кино. Но ведь посмотрели всего две серии. А что не нравится? Очень часто неточный перевод с коми-пермяцкого языка. Неточности применения географических названий, либо, напротив, лишние детали. Например, перекрестить хлеб пред трапезой — это не есть оберег, совершаемый современной молодёжью.
В силу своей профессии, конечно, я интересуюсь мифологией, фольклором коми-пермяков, читаю, смотрю и очень часто спорю о коми-пермяках и их жизни. И это с большой болью, так как осознаю, что очень часто свою нерешительность и инертность в отстаивании своих интересов называем особенным менталитетом.
Есть очень честные документальные фильмы о коми-пермяках: документальные фильмы Анатолия Балуева, «Семь забытых песен», безумно люблю архивные записи. У нас есть чем и кем гордиться: уникальный писатель и поэт, этнограф Василий Климов, ещё один «певец» коми-пермяков и того, что их окружает, художник Виталий Оньков. Мы вправе гордиться своей коми-пермяцкой кухней, очень вкусной и питательной. Да, мы такие — коми-пермяки, и хотим, чтобы о нас узнали больше!
Василий Гагарин, краевед, руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора
— С момента появления анонса с нетерпением ждал сериала. Смотрю, иногда перекручиваю на Ютубе. Ну первое впечатление — фильм пойдёт в массы, особенно любителям такого жанра. Природа, диалоги, тайна — всё есть в этом фильме. Но как носителю языка и мифологии коми-пермяков, так и хотелось сразу же написать о неточностях и ошибках в фильме. В целом определения чуди, икотки (В Коми округе считается, что это существа, которые вместе с водой или квасом вселяются в человека, могут предсказывать или лечить), природы переданы верно. Есть языковые неточности в диалогах и, как всегда у русских, произношение икотки разное. Коми-пермяки зовут это явление «икöтá» (ö — это среднее между «э» и «о»), у русских — это шева. Это явление известно почти у всех финно-угорских народов и у русских Севера.
Несмотря на то, что у главного героя смартфон, деревня показана периода 70-80 годов, а в деревне староверов всё смешано — одежда XVII, XIX, XX, XXI века, всё в куче. Ну и типажи староверов! Думаю, откуда нагнали таких уродов? Автор объясняет это тем, то у них кровосмешение. То есть он ещё и не знает обычаи и устои староверов! У староверов кровосмешение считается величайшим смертным грехом, а вот коммуникабельность между скитами и общинами у них на высоком уровне, начиная со времен Раскола. Ну и отношение к носителям икотки у нас терпимое и даже уважительное. Многие из них являются прорицательницами. А вот по крови, запаху или другим внешним признакам их отличить нельзя. Только во время приступа. Может, надо привлекать для таких фильмов известных местных консультантов?
Далее. С 2000-х годов ВСЕХ сельских участковых снабдили служебной техникой, а наш герой катается на мотике с мигалкой. Стоит возле дома электрический столб, а в доме керосиновые лампы. Ну, и ещё по мелочам...
В сериале уже с первых минут нравится то, что показывается наша природа, звучит коми речь (искажённо, но терпимо), лихо закручен сюжет. А вот прямо-таки оттолкнуло видение автором образа староверов, это даже какое-то их оскорбление.
Естественно, что и на Ютубе, и в «ВКонтакте» разгораются споры сторонников и противников фильма. Это объяснимо. Носители языка, культуры и мифологии хотели бы точного следования сюжетам мифологии, показа культуры, языка. И они видят эти нестыковки. А многих радует даже то, что с первых минут звучит слово «Кудымкар», а когда герои переходят на коми-пермяцкий — это вызывает у них восторг. Те же, кто не знаком с Коми округом, обсуждают сюжет, технические нестыковки (я сам был ошарашен тем, что дом участкового с колонкой «перенёсся» в другую деревню) и они ждут объяснений темы икотки, отшельницы и т. д.
Я сам давно увлекаюсь культурой и мифологией нашего народа, рос на коми-пермяцких сказках и страшилках, видел многое необъяснимое в нашей природе. Рядом с нашим домом жила икотница, а бабушка раскрывала мне суть богов и духов. После окончания исторического факультета уже начал изучать историю и культуру нашего народа с краеведческих и этнографических позиций, собирать материал в Больше-Кочинский музей этнографии и фольклора, организатором и руководителем которого я являюсь.
К сожалению, в настоящий момент нет глубинных исследований про мифологию коми-пермяков. Кто-то работает только с южными коми-пермяками, кто-то только с одним районом, кто-то наведывается к нам в северные районы. А вот объединить это всё в одно не получается. [Коми-пермяцкий писатель] Василий Климов внёс большой вклад в этнографию, но он только больше описывал обычаи, обряды, праздники... Надеюсь, у нас появятся свои писатели, свои сценаристы и режиссёры, которые будут творить более качественно.
Я неоднозначно относился к книге Иванова «Сердце Пармы», но она дала толчок многим людям, у которых возник интерес к истории Чердыни, коми-пермяков, побывать в этих местах. Думаю, что и сериал «Территория» даст такой же толок, и даже больший.
"Звезда"