19.10.2020 09:15
Сегодня, в век разнообразия музыкальных жанров, когда зачастую сложно понять, о чем та или иная песня, возникает вопрос: интересен ли нам фольклор, а именно этническая музыка?
Молодежь больше привлекают народные песни в современной аранжировке. Это подтверждает творчество мордовской фольклорной группы «OYME», широко известной не только в Республике Мордовия, но и далеко за её пределами.
Руководитель – хрупкая девушка с необычным именем Ежевика - закончила историко-социологический институт в МГУ им. Н. П. Огарёва, по специальности она историк. Любовь к музыке привела в училище эстрадного и джазового искусства им. Гнесиных, а затем в Петрозаводскую консерваторию. Ежевика Спиркина – этномузыколог!
Стоит отметить, что группа «OYME» поёт на мордовских языках, но создавалась и творит в Москве. В фольклорные экспедиции неоднократно выезжала в разные районы республики. Сформирован солидный репертуар, снято несколько видеоклипов.
Мне посчастливилось встретиться с Ежевикой Спиркиной, и задать ей несколько вопросов.
- Вы часто бываете в Мордовии?
- К сожалению, редко, в последний раз были в 2017 году в фольклорной экспедиции. Сейчас приехала, потому что меня пригласили участвовать в новом проекте Федерального агентства по делам национальностей - «Аудиовизуальная энциклопедия этнокультур России». Он включает в себя создание нескольких фильмов о разных народах, проживающих в России, в том числе, мордовском. Я расскажу и покажу эрзянскую традицию, эмоционально очень сложную - оплакивание умершего родственника…Своего отца.
Да, эта традиция сохранилась до сегодняшних дней.
- Группа «OYME» интересуется только мордовским фольклором?
- Нет, конечно. Для творческого человека вдохновение – когда ты не запираешься в одних рамках, а выходишь за границы и обращаешь внимание на культуры других народов. У нас есть треки и на эстонском, и на венгерском языках. В планах на будущее петь на всех финно-угорских языках. В ближайшее время исполним эстонскую песню вместе с ижорами. Кроме того, начали записывать песни народов Дагестана: аварских, даргинских, лакских. Много нового и неизученного в культуре этих этносов.
- У группы «OYME» очень красивые клипы. Как они создаются?
- Мы сотрудничаем с прекрасным молодым московским клипмейкером Максом Быкановым. Сделали с ним два клипа, это эрзянский «Vaya» и аварский «Horol Ebel». Например, во время съёмок «Vaya» мы заходили в воду, когда температура воздуха была плюс три. Клип получился действительно отличным, он нравится и нам всем, и зрителям.
А аварский клип снимался в заброшенном горном ауле Гамсутль. Это Гунибский район Дагестана, он расположен на высоте 1500 метров над уровнем моря.
- Артисты особенно остро ощущают эпидемию коронавируса, у многих творческий кризис. Как Вы и ваша группа переживаете это непростое время?
- Для меня самое главное, чтобы никто не упал духом, поэтому многим я оказываю моральную поддержку. Сложности у музыкантов в этот момент из-за того, что нет гастролей и концертов.
Во время пандемии у меня дома организовалась небольшая студия. Записывали звуки разных бытовых предметов: ступы, печной заслонки, пепельницы, стаканов. Потом родилась идея использовать их в треках. Одна из солисток предложила записать карантинное видео. Из них у нас появился полноценный клип «Tyushtya’s song» («Песня Тюшти»).
Как это ни странно, наш коллектив пополнился бас-гитаристом. В этот период мы совместно с молдавским музыкантом Serge Bulat стали номинантами американской премии IMA /Independent Music Awards.
- Недавно вы приняли участие в фестивале всемирной музыки «Части света». Поделитесь своими впечатлениями.
- В этом году из-за пандемии у нас отменились гастроли по Европе. И «Части света» – это единственный фестиваль, который, благодаря чуду, прошел в Санкт-Петербурге. Я не ожидала, что один из родоначальников рок-музыки на русском языке, гитарист группы «Аквариум» и арт-директор этого фестиваля Борис Гребенщиков обратит на нас внимание и расскажет про наш коллектив на своих личных страницах. Несмотря на то, что у нас много разных песен, в свою программу он выбрал малайский трек. Для меня это было и неожиданно, и особенно приятно, потому что аранжировку на эту песню делала я сама.
Мы выступали на большой сцене перед Борисом Гребенщиковым. С ним очень легко работать. У него нет мании величия.
Еще меня покорило внимательное отношение организаторов. Всё было создано для того, чтобы музыкант чувствовал себя комфортно. А в перерывах между выступлениями мы рассказывали про обычаи и традиции мордвы.
Газета "Известия Мордовии"
Автор:
Оксана Белкина