11.07.2008 11:24
Испокон веков ижемцы в одну из белых летних ночей выходили "лудын войлыны" ("гулять на лугах"). Назывался этот праздник "Луд" (в переводе с коми - "луг"). В середине 1930-х годов, в разгар борьбы с "пережитками прошлого", эта традиция прервалась. Попытки возобновить гулянья начались только шестьдесят лет спустя, в 1997 году. Но регулярно проводить "Луд" стали с 2004 года. В декабре 2005-го праздник получил статус республиканского. Удивительно, но даже молодежь специально приезжает из городов на "Луд", который заканчивается дискотекой при свете костров и восходящего солнца. В ночь с субботы на воскресенье на празднике побывал корреспондент газеты "Молодёжь Севера".
На заливных лугах
Древний праздник сегодня называют "брендом" Ижемского района. Своими корнями он уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. "Луд" - это своего рода поклонение солнцу, природе, воде. Правда, время внесло свои коррективы. Раньше каждое село или деревня проводили свой "Луд" (в период с Иванова дня до Петровских дней), а современный "Луд" проходит в первое воскресенье июля - в канун сенокосной страды. Сменилось и место его проведения. Веками праздник проходил на большом острове Дi напротив села Ижма в междуречье Ижмы и Курьи, плыли туда на лодках, сейчас выбрали более доступное место - заливной луг на левом берегу реки Ижмы, рядом с мостом, ведущим в зареченские села. До революции праздник начинался с того, что перед гуляньем молодые парни прогоняли вокруг луга табун лошадей. Этот обряд должен был уберечь остров от нечистой силы, и заодно лошади вытаптывали неровности на земле. Сегодня эта традиция преобразовалась в спортивные конные скачки, в которых участвуют как парни, так и девушки. Само гулянье начинается с выстрелов в воздух. В этом году стреляли из ракетницы. Прежде от каждой деревни шло праздничное шествие на место проведения "Луда" - сейчас из дальних сел приезжают на машинах. Но сохранилась главная особенность "Луда": здесь нет зрителей, а каждый становится участником древнего обряда встречи солнца и поклонения ему. Все разводят костры, готовят пищу, играют, поют, танцуют.
Костры Луда
В минувшую субботу "Луд" начался в полдень на площади у районного Дома культуры. В пять часов пополудни на лугу прошли конные скачки. Победитель соревнований, придя к финишу, первым делом достал сотовый телефон и громко сообщил кому-то о своей победе.
В девять часов вечера по главной улице Ижмы прошли с песнями и танцами все собравшиеся коллективы и участники обряда. В шествии "Ижемские в\р\та", которое растянулось на несколько километров, участвовало более тысячи человек. Все женщины были в старинных парчовых сарафанах, которые передаются из поколения в поколение.
Когда одного, не слишком трезвого мужчину, не пустили в "общий строй", то он нашел где-то табуретку и вдохновенно исполнил с ней импровизированный танец: кружился в вальсе, надевал на голову, отплясывал вприсядку. Зрители снимали на видеокамеры это незапланированное шоу, достойное передачи "Сам себе режиссер".
В десять часов вечера на свежескошенной части луга загорелись родовые и семейные костры. Все деревни и села "возвели" свои небольшие подворья - "сикты". У каждого была своя «изюминка». Сизябск - традиционно оленеводческое село - представлял чум, на ластинском подворье можно было пострелять из лука и метнуть копье в мишень. Это связано с тем, что в Ласте много охотников, и именно там уже несколько лет проводится ижемский "День охотника". В красноборском «сикте» представили свои "чудеса" не только красноборцы, но и жители деревень Вертеп и Диюр: красноборскую целебную голубую глину, вертепскую "живую воду" из источника "Кузьма нырыд" и диюрские "чудо-веники". Символ Бакура - медведь. Чучела зверя на этот раз не было, но был большой рисунок - портрет хозяина тайги. Мохча и Гам славились хорошими лошадьми. Поэтому возле мохченско-гамского подворья было больше всего всадников. Здесь же можно было не только прокатиться на лошади, но и сфотографироваться в "малице" (стоило только просунуть лицо в отверствие на фанерном щите, с одной стороны которого были нарисованы две фигуры в малицах).
Начался "Луд" с представления всех его участников. Сцена была как солнце, от которого лучами вытянулись все коллективы района. После общего хоровода прошел "хоровод невест". Нарядных девушек выводили на сцену и расписывали все их таланты и достоинства, демонстрировали рукоделья и кулинарные творения: вышивки, картины, пироги.
В спортивной части праздника парни и девушки прыгали через нарты, кидали на шест аркан, метали пудовую гирю.
Есть и еще один обряд, связанный с "Лудом". На этом празднике встречаются ижемцы, чьи предки-оленеводы в поисках новых пастбищ разъехались по всему Северу - от Финляндии до Ямала. Их потомки берут саженец черемухи с малой родины, ижемской земли, и сажают дома - на Кольском полуострове, за Уралом и т.д. Любопытно, что саженцы раздают в горшках, земля в которых собрана со всего района, а политы они водой, также привезенной изо всех сел и деревень.
Ночью солнце практически так и не ушло за горизонт. Далеко за полночь "Луд перешел в дискотеку, которая длилась на лугу до шести утра. До двух часов ночи от Ижмы, Сизябска и Гама ездили автобусы на место проведения «Луда» и обратно. Интересно, что пока некоторые ижемцы праздновали и гуляли, то часть их земляков, пользуясь тем, что ночи на севере белые и нежаркие, уже в три-четыре утра вышли на огороды окучивать картофель. Такую картину корреспондент "МС" наблюдал в эту ночь в Сизябске.
Ижма в объективе
За четыре дня до праздника в Ижме стартовал II творческий семинар финно-угорских фотожурналистов. Наверное, впервые в район съехалось столько фотографов из разных республик России. Международный статус семинару придал гость из Эстонии Лаури Кулпсоо (газета "Postimees"). Как рассказал Лаури, его мать, чьи родители были сосланы на Север, родилась в Интинском районе. Гость из Тарту интересовался жизнью простых людей района, общался с мужиками на улице, старушками. Местным жителям, в свою очередь, было не менее интересно, откуда приехал этот высокий, худой, любознательный человек. "Что дома... Они деревянные, - считает Лаури. - А вот люди - это главная ценность!" Когда Лаури в столовой попросили сказать по-эстонски пару простых слов - "есть, пить", оказалось, что на коми языке это звучит почти точно так же. "А теперь скажи это по-эстонски», - просили его. "Сёома, йууа... Да это я и сказал по-эстонски", - удивлялся Лаури. Заинтересовало его и то, что в Ижме, по словам охотников, выведена своя порода собак - ижемская лайка. Эстонец снимал всех собак подряд и спрашивал у местных, не это ли знаменитая ижемская лайка.
Гости из-за Урала - ханты - настолько поразили своих коллег экзотичной восточной внешностью, что журналистка из Салехарда Аида Пугурчина на время стала фотомоделью - все хотели запечатлеть хрупкую девушку на фоне величественной Печоры.
Напомним, что первый подобный семинар проводился три года назад в Марий Эл. Но если тогда "семинаристы" снимали жизнь и быт отдельно взятой деревни, то в Ижме программа семинара включала почти полное знакомство с районом. Главный редактор "районки" Василий Чупров и местный фотокор Михаил Мельничук сопровождали участников семинара и рассказывали им о своем районе. В первый день проехали зареченские села: Мошьюгу, Гам, Мохчу, Бакур и Сизябск. В каждом населенном пункте гостей встречали ижемки в традиционных народных костюмах и с не менее традиционными хлебом-солью. В Гаме гостям показали старинное здание детского сада. Как рассказала его заведующая Любовь Чупрова, до революции это был дом известной народной целительницы Таньз\ Марьи. Хотя она и умерла почти полвека назад, но память о ее сверхъестественных способностях сохраняется до сих пор, и в детском саду как реликвию хранят портрет своей землячки. В Мошьюге все смогли подняться на местную достопримечательность - деревянную трехъярусную колокольню. Много лет она стояла с заметным «пизанским» наклоном, но недавно жители села собрались и выпрямили ее. Завершилось путешествие ужином (главным блюдом была оленина) в настоящем чуме и фотосессией в парке и с оленем. Такая экзотика уже не первый год радует туристов в селе Сизябск. В апреле здесь снимали художественный фильм, одну из ролей в котором исполнил Юрий Назаров.
Во второй день все дружно отправились на Печору. В поселке речников Щельяюре поднялись на борт катера «Кострома» и отчалили от берега. Плавание до деревни Пиль-Егор и обратно заняло несколько часов. На 15 минут высаживались на необитаемый песчаный остров посреди Печоры. В этот день все запечатлели необычное природное явление - огромное радужное гало вокруг солнца.
В семинаре участвовало около двадцати фотожурналистов из Марий Эл, Коми, Мордовии, Удмуртии, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ЯНАО и Эстонии. Итогом творческой встречи станет передвижная выставка фоторабот, которую увидят финно-угорские регионы.
Автор:
Артур Артеев
Источник:
Газета "Молодёжь Севера" (Республика Коми) от 10 июля 2008 года