14.07.2008 09:44
4 июля в молельной роще на горе Чимбулат сотни последователей традиционной марийской веры собрались для таинства общения с Покровителем - легендарным марийским князем Чимбулатом.
В этом году на Чимбулат съехались более трёх сотен приверженцев марийской традиционной религии (МТР) из Марий Эл, Татарстана, Свердловской области, Пермского края. Многие - с семьями. Как рассказал один из приезжих, точной даты моления не существует, она определяется по луне и не может выпадать на вторник или субботу. Обряд по традициии проходил в молельной роще, которую нынче организовали на вершине горы. Вход в рощу обозначили специальным полотнищем. За ним у приехавших на гору уже не должно быть места ни злым помыслам, ни обсуждению и осуждению. В священном месте нельзя повышать голос, ругаться, равно как и собирать грибы-ягоды, рвать цветы, ломать ветки. И никто этого действительно не делал, не говоря уж о курении или употреблении спиртного. Пили в основном квас.
Придя на святое место, верующие спустились к подножию горы, где находится святой источник - бьющий из-под земли холодный ключ. Здесь каждый бросил монету, умылся, помыл руки и попил воды. Работники природного заказника "Пижемский", на территории которого находится Чимбулат, рассказывают, что вода источника действительно известна своей целительной силой: у кого язва затянулась, у кого и похуже хворь прошла. Думали, дело в повышенном содержании в воде серебра, даже сдали на анализ. Оказалось - ничего особенного в воде нет.
По дороге на ключ шли мимо огромного камня - осколка взорванной горы. На саму вершину, где покоится Чимбулат, ступать было нельзя. Молиться и просить удачи, благополучия и здоровья у божества нужно здесь, у отколовшегося сброшенного вниз валуна. Приникая к нему, человек должен ощутить величие и силу того, к кому он обращается с молитвой. Куст, растущий повыше камня, к концу ритуала оказался весь увешан завязанными на нем тряпочками - символом жертвоприношения, а сам камень - усеян монетами.
В молельной роще под священным деревом - онапу (в данном случае - под липой) верующие разложили на столах принесенный с собой хлеб - покупной и собственного изготовления, блины. В хлебе по традиции зажгли свечи и тоже вставили металлические монеты. Как пояснили верующие, деньги ("надыр") - обязательная часть жертвоприношения. Она обещает финансовое благополучие в будущем. Рядом зажгли костры и варили в огромных котлах мясо: раз в четыре года это обязательно должна быть говядина или телятина, в остальные годы в жертву приносится домашняя утка или гусь. Хотя в дар можно принести также барана или лошадь.
После чтения молитв, тексты которых написаны в специальных молитвенниках, собравшиеся вкушали освященную пищу, а каждый священнослужитель обратился с речью к своей общине. Остатки еды, посуду и тем более мусор паломники увезли с собой - дабы разделить между домашними, но ни в коем случае не скармливать животным. Причем хлеб после освящения стновится общим, и его раздают всем поровну...
Общее впечатление от увиденного: красивый, глубоко духовный обряд небольшого, но свято чтущего свои традиции народа, живущего рядом с нами, впечатляет даже приверженца другой веры. И Кировская область при должном, хотя бы в информационном плане, внимании властей могла бы на всю страну прославиться еще одной уникальной местной традицией. Хотя кто его знает, нужно ли это самим марийцам. Ведь у них уже был 1830 год...
Легенда о Чимбулате
Марийский богатырь Чоткар Чимбулат (Чоткар) - князь, живший в XI веке и вошедший в марийскую мифологию. По преданию, он объединил марийцев, строил города, развивал ремёсла и искусства. Чимбулат считается легендарным основателем марийской религии, при нём сложилась традиция богослужений, порядок жертвоприношений.
Гора Чимбулат - самая почитаемая языческая святыня марийцев. По преданию, покоящийся здесь князь Чимбулат перед смертью призвал марийцев, если наступят тяжелые времена, прийти на могилу и позвать его на помощь. Легенда гласит, что однажды дети решили проверить, правда ли это, и призвали Чимбулата на помощь. Разверзлась скала, вышел князь, но, увидев, что врагов вокруг на самом деле нет, осерчал и скрылся в горе...
По некоторым сведениям, паломничества сюда начались еще в XIV веке. Это совсем не нравилось русской православной церкви, считавшей марийскую веру языческой. В 1830 году по приказу митрополита Филарета священный утес взорвали, а марийцев выселили из этих мест. Но обратить "язычников" в православие не удалось: у обломков камня стали молиться тайно, по ночам. Тайно приезжая семьями, молились у камня и при советской власти. Официально ритуал был разрешен лишь в 1991 году.
Гонения продолжаются?
Власти Татарстана запретили приверженцам марийской традиционной религии (МТР) "во избежание конфронтации в религиозной среде среди местного населения" проводить 6 июня в селе Старый Куклюк древний обряд-молебен.
Священнослужитель (карт) местной общины МТР Леонид Шабалин, несмотря на запреты, 13 июня все же провёл традиционное моление. По словам карта, жителей марийского села запугали, и многие из них теперь боятся гонений властей. Помимо этого, уже восемь лет власти не разрешают хоронить покойников в селе Старый Куклюк по собственным обрядам, и марийцам приходится хоронить усопших в другом районе за 10 км.
В случае, если марийские активисты в Татарстане будут преследоваться и впредь, централизованная религиозная организация Марийской Традиционной Религии намерена обратиться в Генпрокуратуру.
"Вятский наблюдатель"
Автор:
Иван Казаков