14.07.2008 10:37
Если раньше, чтобы попасть в Национальный удмуртский театр (Ижевск, Удмуртская Республика), зрители спускались по ступенькам вниз в цокольный этаж, то теперь они будут шествовать вверх по помпезной широкой лестнице, закрытой большим козырьком. Изменение входной части реконструируемого здания симптоматично и концептуально. Что испытывали люди, спускаясь фактически под землю? Пусть и на уровне подсознания - дискомфорт и тревогу вместо радости от предвкушения художественного открытия, которое неизменно сопровождает каждого, отправляющегося на спектакль. А сейчас архитектурное предложение явно совпадает с настроением посетителя.
Здание уже почти готово. "Между этажами будут маски, как классические - комедии и трагедии, так и удмуртские из мифологии превращения Кылдысина", - поясняет директор театра Андрей Иванович Ураськин.
На 5 сентября в обновленном здании удмуртского театра запланировано торжественное республиканское собрание, посвященное 450-летию добровольного присоединения Удмуртии к России. И, похоже, так оно и будет. Строители работают сейчас сразу по всем точкам с видимым нарастанием темпов к моменту сдачи объекта. Вот и в этот день все вокруг кипит. Штукатуры-маляры ставят последние штрихи. На улице идет благоустройство территории. Главный фронт проходит в районе сценической коробки. Сцена открыта, и обнажены все ее конструкции. Она начиняется новейшим оборудованием - световым, звуковым, подъемным. Теперь режиссеры смогут осуществить самые фантастические замыслы. Например, захотят, чтобы герой провалился под землю, - пожалуйста! Открывается люк, и он проваливается. Захотят, чтобы персонаж появился из-под земли, - запросто. Фактически всех новых возможностей пока не знает никто в театре. Вот закончится монтаж оборудования, тогда заведующий постановочной частью и начнет разбираться вместе со специалистами. А пока знают одно: электронная и механическая начинка - из самых современных.
"Строители - молодцы, - отмечает директор. - Финансирование не подводит, но сроки настолько сжатые, что им приходится работать на пределе возможностей". В таком же уплотненном режиме трудятся и проектировщики. Как стало принято на таких стройках, им не дают расслабиться. ООО "Промпроект" ведет работу параллельно с реконструкцией. «Отвечает» за объект генподрядчик УССТ-8, на счету которого и возведение Свято-Михайловского собора, и строительство цирка, и многие другие социальные объекты республики. Эта организация зарекомендовала себя способной качественно возводить нетиповые объекты. А театр как раз из их числа. Если поначалу планерки проходили два раза в неделю, то теперь, на финише, они ежедневные. Обязательно присутствуют и отслеживают качество сделанного представители заказчика - Управления капитального строительства при Правительстве УР и Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР. От проекта до последнего поворота ключа в замке координируют работы специалисты и директор театра.
Если раньше театр занимал три этажа, то теперь ему переданы все пять до крыши. "Гарантируют ли инженеры, что не ухудшится легендарная акустика зала, которой он славился?" - "Мы опираемся на обнадеживающие заверения специалистов, которые сделали соответствующие расчеты, - отвечает А.И. Ураськин. - Зал не изменился по величине, он чуть-чуть сузился за счет отделочных материалов. Размер сцены остался тот же. Немного уменьшилась авансцена. Все станет ясно, когда начнутся первые репетиции".
Что еще будет нового в начинке закулисья? Появится своя студия звукозаписи, а это улучшит качество музыкального оформления. Синхронный перевод теперь можно услышать с любого ряда.
В оформлении театра использованы три стиля: советский классический, в котором был оформлен зал, конструктивизм в фасаде - он дополнительно подчеркнут характерной для этого направления архитектуры стеклянной вертикалью, идущей по всем этажам, и национальный. С удмуртским колоритом выполнен московскими рукодельницами роскошный ручной работы занавес, местными мастерами - резные деревянные двери, наборный дубовый паркет, лепнина четырех фойе. А посреди верхнего фойе зрителей будет встречать мозаичное панно, воплощающее представление древних удмуртов о мироздании - три уровня жизни: подземный мир, земной и небесный мир богов. В нижнем фойе выделено место для музея.
Актерская труппа в это время готовит к открытию реконструированного здания спектакль "Сюан" ("Свадьба") по классической пьесе В. Садовникова. Ее ставят два режиссера - опытный Л. Романов и молодой А. Ложкин. Сценограф - Б. Науменко, художник по костюмам - Л. Молчанова, музыкальное оформление М. Ходыревой и И. Григорьевых, консультант по этнографии А. Прокопьев. Театр надеется, что такой союз дерзости и поиска с опытом и мудростью даст хороший результат. Театр за время цыганского существования не растерял репертуар, а даже значительно его пополнил. Правда, теперь гастрольные варианты спектаклей переделываются в стационарные. На обновленной сцене, перефразируя Чехова, все должно быть прекрасно - и декорации, и костюмы, и игра актеров, и режиссура.
Сдача этого объекта - подарок правительства и президента республики Александра Волкова населению Удмуртии к празднованию 450-летия присоединения удмуртов к Московскому княжеству, ставшему в том числе благодаря многим влившимся в него народам великой Россией. Удмурты, преданно любящие свой театр, давно ждали нового помещения. Уж слишком нереспектабельно и неказисто выглядело прежнее. И вот - дождались. Южное крыло большого административного здания, уходящего в парк им. Горького, преобразилось, помолодело. Строители перед отделочными работами почистили и подлечили каждый кирпичик, укрепили фундамент. Теперь здание стоит прочно и нерушимо. Они передадут его через месяц работникам театра, чтобы те, в свою очередь, также обновили и осовременили театральный язык постановок. Долг платежом красен.
Автор:
Нина Пузанова
Источник:
Газета "Удмуртская правда" (Удмуртская Республика) № 76, от 11 июля 2008 года