05.11.2021 10:19
За несколько дней до закрытия студенты посетили нашумевшую выставку, первую Коми Биеннале «Новое открытие севера». При входе в национальную галерею гостей встретила странная фигура. Никто из ребят даже не мог подумать, что это один из экспонатов. Сотрудник галереи Ангелина Терещук рассказала историю этой надувной скульптуры «интинский метеорит». «Художник собрал разные картинки из Интернета и объединил их в абстрактной форме. Вместе со своей необычной фигурой Иван Горшков отправился в национальный парк «Югыд Ва», где попытался поместить ее в природные ландшафты».
Неудивительно, что это произведение не вписалось в местные красоты, и ярко выбивалось из общей композиции. Так автор хотел показать, как огромные потоки нынешнего информационного мусора контрастируют с гармонией северной природы.
Напомним, что Коми Биеннале открылась 3 сентября в Сыктывкаре в рамках празднования 100-летия Коми Республики. В проекте приняли участие 12 российских художников. Они погрузились в атмосферу далекого региона. И по впечатлениям создали свои произведения.
В работах творцы отразили быт коми людей, мифологию народа и чарующую природу Севера. Но не у всех остались приятные воспоминания от путешествия по северу страны.
Первую работу Данилы Антропова ждала трагическая судьба – она сгорела. К тому же автор больше любит юг. Видимо, эти неприятные моменты и повлияли на его творчество. Через черные шахматы и замок на ломающейся платформе он передал, что у севера есть своя структура жизни, система общества, свой определенный мир, но в то же время это все в процессе разрушения. Многие гости выставки с недовольством отреагировали на произведение художника, заметив неуважительное отношение к своей малой родине.
Не все экспонаты вызывали горячие споры среди посетителей. Были и те, чьи задумки, большинство гостей оценили высоко. Например, работа Игоря Самолета, посвященная теме ГУЛАГа в Республике Коми. Художник отправился в Воркуту. В рамках биеннале он разместил, скриншоты экрана телефона, которые им были сделаны во время поездки. Там видно, какую музыку слушал Игорь, что писал в заметки и какие снимки города он сделал. Картины красного-оранжевого цвета помещены на расстоянии друг от друга. А за ними можно увидеть живопись советского времени: портрет Сталина и другие работы, восхваляющие тот период.
Также на выставке были представлены 3 спецпроекта. Первый – «павильон общества». Он был разработан художниками из Парижа, художественной группой La Méditerranée. Эдгар Сарин создал тотемы, изображающие коми людей.
Кто-то из вас догадался бы, что это мужчина? Вот и ребята предложили много вариантов, но все оказались неверными.
Второй проект «Ловушка/На зверином стиле» был представлен фондом поддержки современного искусства «Сфера». Художники отправились в путешествие по Коми и решили поставить фото ловушки. К сожалению, им не удалось поймать обитателей леса. Поэтому художники собрали в Интернете большое количество фото ловушек и разместили их в зале спецпроекта.
Неоднозначные эмоции вызвала феминистическая работа Анны Броше – третий спецпроект в рамках Биеннале. В ней она пыталась отразить, что исторически женщины носили традиционные пояса, которые, по ее мнению, стягивали девушек и наносили им увечья. С этим связано знакомое всем нам слово «распоясалась». Художница же говорит, что женщина имеет права быть такой, какой она хочет. Она может снять себя эти пояса-оковы, и стать свободной и естественной.
На выходе все посетители могли забрать открытки, где на первый взгляд -просто непонятные цветные пятна. Но на самом деле художник сделал снимки Сыктывкара, пропустил их через специальную компьютерную программу и получил такой рисунок. Согласитесь, теперь рисунок на сувенире с первой Коми Биеннале приобретает смысл.
"Нацакцент"
Автор:
Мария Дымова