01.12.2021 09:35
В Армении я никогда не была, с ее местными жителями не общалась, поэтому нет ничего удивительного, что «нахваталась» стереотипов. Узнать больше о древней культуре мне помогла семья Оганесян, живущая в Марий Эл более 35 лет.
В Йошкар-Олу Карапет Оганесян приехал в 1982 году, когда во время службы в Самаре его отправили сюда в командировку. Город зацепил настолько, что после армии он остался и поступил в местный институт, затем встретил свою вторую половинку. Образовалась студенческая семья. Его супруга Асмик по национальности тоже армянка, правда, они ни разу не встречались: жили в разных городах. Познакомились во время учебы, когда Асмик изучала экономику¸ а Карапет − автодорожную отрасль.
− Помню, когда приехала в Марий Эл, на улице я заметила бабушку в лаптях и с рюкзачком на спине, − говорит Асмик о своем первом впечатлении. − Сейчас, сравнивая с теми временами, видно, как увеличилось число благ и условий для жизни. Я рада за процветание республики и могу уверенно сказать: Армения − наша родина, Марий Эл − наш дом!
СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ
По словам Асмик, в семье стараются соблюдать традиции и обычаи армянского народа, прививая молодому поколению уважение к ним.
− Министерство культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл очень трепетно относится к национальным вопросам, − отметила Асмик. − Приглашают на различные мероприятия, и хотя поначалу говорим, что времени нет, но с удовольствием отзываемся: не хочется ронять достоинство армянского народа! Это ведь проявление уважения − как к нам, так и к другим культурам. Марийская культура нам сейчас гораздо ближе. Мы в 18 лет уехали из родной Армении и за 40 лет проживания здесь узнали о ней многое. Нам нравится ходить на концерты местных музыкантов, и марийские танцы отзываются в душе. Когда гости включают марийскую музыку и ведут меня танцевать, я с удовольствием присоединяюсь к ним.
Недавно в республике был День армянской культуры, который провел Центр марийской культуры, пригласив гостей и устроив презентацию с танцами, песнями и игрой на национальных инструментах. Народ отмечает все праздники, например, Рождество 6 января, День матери 7 апреля. Существует даже Виноградный Спас! Один из необычных праздников проводится спустя 14 недель после Пасхи и носит названием Вардавар. Его можно сравнить с Днем Нептуна: армяне поливают друг друга водой на улице и никто на такое не обижается. Есть аналог Дня Святого Валентина, который отмечается 13 февраля и называется Терендез (Трндез) − День любви. По своим гуляниям он очень напоминает Масленицу, только главными героями становятся девушки и юноши. В этот день для молодых, образовавшихся пар разводят костер, чтобы по традиции они перепрыгнули через него.
Кстати, для того, чтобы жениху разрешили взять в жены девушку, ему требуется попросить разрешения у родителей невесты. Раньше было принято готовить приданое, в современном мире надобность в накоплении вещей отпала. На армянских свадьбах есть такой обычай как танец «Кочари». Народ гордится тем, что его танцевали в Германии в Великую Отечественную войну, когда водрузили советский флаг над Рейхстагом. Группа солдат исполнила его тогда, когда стало понятно: пришла Победа! Примечательно, что основное движение танцев − это поднятие рук вверх и, скорее всего, это символ призвания к миру.
Есть и дни траура. Например, 24 апреля − День геноцида армян: во всем мире поминают невинных людей, ставших жертвами массового уничтожения народа в период Османской империи, 7 декабря − день памяти погибших при землетрясении, случившемся в Армении в 1988 году и превратившем в руины целые города.
− У многих армян есть страх, что война может повториться. Но она никому не нужна, мамы рождали своих детей не для боев, − считает Асмик.
ГОСТЕПРИИМСТВО − ЭТО ВЕКАМИ ЗАЛОЖЕННАЯ ТРАДИЦИЯ
Беседа с Асмик и Карапетом ведется на кухне их частного дома. Параллельно разговору хозяйка удивляет меня, показывая неизвестные вещи. Например, сделанные из какой-то травы косички оказываются засушенным конским щавелем «авелук», который собирается для готовки салата осенью или зимой, а незнакомые мне законсервированные овощи в банке − маринованными стеблями борщевика.
− Это сейчас для его сбора надевают перчатки, а в старину без них обходились, − удивляется Карапет. − Были ли ожоги? Раньше не обращали на это внимание, наверное. Вот все говорят: борщевик, опасно, лучше не подходите! А вы пустите туда пару армян, и им польза, и земле!
По вкусу засолка напомнила мне огурцы с привкусом трав. Интересный вкус, но первую «палочку» пробовала с осторожностью: я же не знаю, что это такое!
− Раньше были коллективные выезды на природу, чтобы собрать запасы для заготовок. Но сейчас из-за занятости приходится буквально выкраивать время для этого, − признается Асмик. − Мы любим делать запасы, консервы, можно сказать, давняя традиция. Для нас это привычная еда.
Потом выходим на улицу: Карапет хочет показать мне интересное сооружение − печку «тандыр». В Армении в таких пекут лаваш, но чаще здесь готовят мясо. Спустя время гостеприимные хозяева угостят меня настоящим армянским вином и шашлыком, но тогда об этом я даже не подозревала. Радушие, с которым они встретили меня, незнакомого человека, обезоруживало, и я даже не могла найти слов для того, чтобы поблагодарить улыбчивых и добрых Асмик и Карапета.
Вместе с ними я посмотрела несколько короткометражных документальных фильмов об Армении. У Асмик и Карапета настоящая видеотека, чтобы каждый гость мог узнать об их культуре побольше. По словах хозяина дома, он скучает по красотам Армении, но поехать туда хотя бы на неделю не позволяет ситуация с коронавирусом. Остается только любоваться знакомыми ландшафтами на фотографиях и видео.
− Родителей уже нет, чтобы поехать туда и вспомнить былые времена. Тянет-то больше семья, ностальгия! Когда я там жил, любил с друзьями покупать в одном кафе пончики: около него всегда было много студентов и слава об этом месте шла огромная. И думаю иногда: вот бы махнуть туда за самыми вкусными пончиками и вернуться обратно! − смеется он.
"Марийская правда"
Автор:
Екатерина Дьякова