07.07.2022 12:48
В Коми крае у каждой семьи раньше было своё родовое угодье, которое передавалось из поколения в поколение. К нему бережно относились, ухаживали за ним, как за своим домом. Угодье кормило, одевало, дарило надежду на благополучное будущее коми человека, а ранее и вовсе считалось обережным местом промысловика.
«КП-Авиа» расскажет о самых популярных способах ловли добычи коми-зырянского охотника.
Шалаш «Чом»
Это сейчас у современного охотника имеются лесные избушки, а столетия назад ночевали в сооружённом на скорую руку шалаше «Чом». Состоял он из двух стенок и крыше, сделан был из подручных материалов – в основном из ветвей и поваленных сухостоев, защищал от недоброй силы, ветра и дождя в ненастную погоду.
В промысловой зоне всегда проходили путики, их название на коми языке – чöс туй. Когда охота была трудозатратным процессом, когда не было современных орудий лова, мудрый коми добытчик устанавливал приспособления, благодаря которым никогда не возвращался домой с пустыми руками. Даже появилось выражение у коми "чöс туй кыйныкайлi" – "сходил путики проверил", так говорили тогда, когда выходили в лес не охотиться, а только снять добычу.
Охотник – промысловик Попов Иван Ефимович у своей охотничьей избушки (Епим керка). 1935 год. Фото Е. и Н. Тепловых. Фото из архива музея природы. п. Якша
Ловушек могло быть сколько угодно, задача охотника – следить за их состоянием, вовремя собирать добычу и заменять на новые в случае порчи. Большим злом для всех приспособлений был сам хозяин пармы – медведь, он очень любит обогнать человека и собрать пойманную дичь до промысловика, варварски снеся всё на своём пути. Иногда охотник даже устанавливал огромные петли, чтобы поймать воришку, который умудрялся ежедневно захаживать на чöс туй.
Силки, давки – коми создавали только те конструкции, которые давали гарантию на результат, были надежны, легки в использовании и долговечны. Расскажем о самых популярных "гаджетах".
Слопец "Чöс"
Чöс – стандартное орудие лова для добычи боровой дичи типа слопца. Состоит из тяжёлой плахи – бревно, расколотое пополам, длиной 1,5-2 метра. Один конец плахи на земле, второй приподнимают хитроумным способом над местом – и он держится благодаря одной палке.
Раньше, когда не было пилы, организовать такую ловушку было очень тяжело. Топором срубали дерево, нужно было подобрать слоистое, а не ветвлённое, отмеривали половину и клиньями подсекали бревно, чтобы оно треснуло ровно пополам. Вот из этой половины бревна могли сделать одну ловушку.
Итак, жерди – два плотных выструганных сучка, вбивали в землю, соединяли крест-накрест, сверху клали третью, она служила коромыслом. К плахе из ивовых ветвей ранее, позднее из верёвки или проволоки, делали петлю, далее её насаживали на конец коромысла, получался противовес, плаха оказывалась с одной стороны в подвешенном состоянии, второй край – на земле. Плаху с обеих сторон сопровождали жердями, с помощью веток организовывали стенки ловушки.
Так, толстую розетку, сделанную из небольшой сучковой ветви, обматывали ивовой ветвью (в современности – верёвкой или проволокой), другой конец соединяли с другим концом коромысла. Розетку внутри прикладывали к стенке примерно посередине, розетку прижимали щепой с другой стороны стены. Розетку и щепу прикрывали небольшими ветками.
Под плаху насыпали песок – именно на нём любит чистить от вшей свои пёрышки боровая дичь (на коми языке пуртiкасьö – купается в песке). Видя песочек поздней осенью и ранней зимой, пернатые, как зачарованные, бегут почесаться. Только они доходили до середины, наступали на ветви, сразу же срабатывал механизм – коромысло уходило вверх, плаха рушилась вниз, а дичь оказывалась в западне. Благодаря стенкам к добыче не могли добраться другие дикие животные.
Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Бажуков (1918-2003) рассказывал своему внуку Евгению Юшкову, как однажды чöс обрадовал его хорошей добычей.
– Один глухарь аккуратно проскочил до конца ловушки, второй пошёл следом, задел подпорки, механизм сработал и придавил парочку. На этом история не закончилась! Коромысло, которое держало плаху, выскочило из конструкции таким образом, что попала в третью птицу, сбив ее насмерть, – вспоминает историю удачливого охотника Евгений.
Ловушки придуманы благодаря наблюдательности коми-зырян, которые и заметили, что дичь с ярой пылкостью купается в песке, стараясь избавиться от вшей.
Петли му лэч да лэптана лэч
Охотники стали замечать, что дичь в любых местах норовит покупаться в песке, найдёт его повсюду – даже зимой. Так вот, когда падает дерево, в области между корнями и землёй тоже заметили птиц, которые и там проводят свои гигиенические процедуры. Так стали промысловики устанавливать му лэч – земляную петлю.
– Место под корнем разделяли наполовину, устанавливали петлю посередине, остальное закладывали ветками, прутиками. Дичь поковырялась, покупалась в песке с одной стороны. Смотрит такая через петлю: ага, а там ещё я не купалась! Пойду-ка я еще на ту сторону, там порезвлюсь. И, конечно, через петлю и лезет, лень же ей обойти. Так в петле и остаётся, –рассказывает, как действует ловушка, Евгений Юшков.
Минусы данного приспособления – дичь могли подпортить мыши, дикие звери и хищные птицы, если птицу сразу не снимал охотник. Именно по этой причине механизм коми довели до совершенства – придумали поднимающуюся петлю лэптана лэч.
Петля была прикреплена к длинной жерди-коромыслу, которая опиралась на определённую конструкцию. Жердь, которая стремилась вверх, удерживали ветви ловушки. Когда в петлю попадалась птица, ветви отлетали, дичь в петле поднималась на жерди ввысь. Подвешенную добычу не трогали даже птицы, а грызуны и звери просто не могли до неё добраться.
Жердь сьöла сёр
Ещё одна ловушка, распространённая у охотников региона,– сьöла сёр, появилась благодаря уличению дичи в пищевых пристрастиях. Ну не могут птички отказать себе в удовольствии и проскочить мимо аппетитной рябиновой грозди.
Для приспособления использовали понöль – так коми называют молодую ёлочку. У понöль – будущей жердочки для рябчика – обрубали почти все ветви, оставляли только две покладистые посередине, из них сплетали кольцо. Эту жердь устанавливали между двумя деревьями, проверяли, чтобы она устойчиво держалась. В кольцо из ветвей прицепляли петлю, раньше делали её из конского волоса, он толстый, податливый – никогда не подводил охотника. От кольца с двух сторон прицепляли гроздья рябины – лакомство для дичи.
Рябчик прилетал, садился на жёрдочку – поклюёт одну гроздь, видит, что дальше тоже виднеется вкусняшка, манит его – вот и второпях бежит к другой порции. Вот тут-то ловушка и срабатывала, сам залазил в смертоносную петлю. Лень же им облететь препятствие, нужно через кольцо путь сокращать. Бывало, иной раз в эту ловушка и белка попадалась, но пустой она редко оказывалась.
Сьöла сёр
Евгений Юшков строго напомнил, что все ловушки для боровой дичи в настоящее время запрещены, охота с ними приравнивается к браконьерству. Одна из причин – запрещено охотиться на самок некоторых видов, а промысловик не может дать гарантии, что в ловушку попадётся только самец.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Основные правила охоты утвердили в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В приказе №477 от 24 июля 2020 года сказано: в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности охота осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами.
Охотиться также можно лицам, не относящимся к указанным народам, но постоянно проживающим в местах их традиционного бытования и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. Помышлять можно свободно, без каких-либо разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в объёме добычи охотничьих животных, необходимом для удовлетворения личного потребления и определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Комсомольская правда - Коми