15.07.2022 16:05
В с. Усть-Цильма Республике Коми – столице Серебряного ожерелья России – завершился недельное Межрегиональный праздник «Усть-Цилемская горка».
В этом году мероприятия начались с 3 июля – прошли конкурсы искусства, поэтический вечер, открытые выставки, Всероссийская научно-практическая конференция "V горочные чтения" и основное событие – народное гуляние Усть-Цилемская горка. На него в этом году съехались гости Северо-Западного округа нашей страны.
Очень запоминающимся событие стало «Сказание о земле Усть-Цилемской», подготовленное Районный центр культуры, досуга и кино. Сельчане реконструировали события далекой древности, когда из Великого Новгорода прибыл Ивашка Ластки, представитель старинного рода князей Ростовских, чтобы обосноваться на этой благодатной земле. Представлен был и период притока населения Печорского края (XVII –XVIII века), когда Северная земля после раскола церкви уберегла ревнителей старой веры, тех, кто бежал от жестких преследований.
На торжестве прошлись представители старинных родов села, трудовые коллективы и представители местных предприятий. После действа развернулись водно-моторные соревнования. Участники, мастерски владеющие управлением лодки на воде, лихо скользили по широкой Печоре, а внимательное определило фаворитов гонок среди различных номинаций.
Ночью все собрались на Петровщину весело погулять при пылающих кострах и отведать ритуальную пшенную кашу. Кашу готовят ночью не случайно, ведь это время, когда стираются грани между мирами – живым и загробным. Важным моментом является то, что поминальная трапеза происходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых.
На следующий день, вечером 12 июля, все жители Усть-Цильмы собрались на Народной поляне на Горку.
Ожидали событие с придыханием, с трепетом глядели на входящих на поляну, из-за ворот шествующих. Уверенными шагами в разноцветных костюмах и красивых рубахах продвигались вперёд под голос заводил – старейшин шествия. Они и определяли ход фигур для «горочного» хоровода, при любом порядке сменяющие друг друга комбинаций.
Традиционно действо началось с элемента «Столбы» («из-за стенки») (усть-цилемское и пижемское названия), который выводил участников на главную поляну села. Это медленное «перехаживание» под протяжные песни прибывших, разбившихся в колону на пары или по трое – «стенки». Собрались, друг друга увидели участники и соединились в «Круг», пошагав «по солнцу» и против «солнца».
Впечатлило движение «Сторона на сторону» – поочередно мужские и женские линейки приближались друг к другу и отдалялись, в мелодиях улавливались любовные строчки, девичьи напевы: «Вдоль было по травоньке, вдоль по муравке…».
Далее разошлись «На четыре стороны» – все встали крест-накрест, образовывая открытые углы, пройдя таким образом по кругу, начали разделяться в женский полукруг, который опоясывала мужская хороводная цепь. Тут пелась единственная песнь «Иванов монастырь становился, молодой черенец провострился…», по ней и второе название проходки.
Наборный хоровод «Бояра» перетек в действа «дóлгу» («вожжу») (усть-цилемское и пижемское названия). Так участники перетекали змейкой, взявшись в основном за руки, либо за концы платков участников. Сохранялся вид длинной (долгой) цепи, которая растянулась по всему полю. Собранная «вожжа» вела хоровод до следующей комбинации «Плетень», которая словно сплетала участников – кисть правой руки клали на левое плече, придерживая руку стоящего сзади человека, а вся вереница «горочников» стала проходить через «воротца», образуемые руками «заплетающихся», и в обратном направление для «расплетания».
Завершались хороводы под любимые песни и частушки под гармонь, танцевали, кружились усть-цилема в вальсе друг с другом и радовались прекрасному завершению главного летнего события.
Усть-Цилемская горка – это больше, чем просто межрегиональное мероприятие. Тут чувствуется связь поколений, тут велика сила рода, здесь сильна и вера, которую сумел сохранить народ. Пока звучит говор новгородский, архангельский, звучат протяжные песни староверов, девицы и женщины украшают поляну яркими, богатыми костюмами – живы и традиции древних родов, не затерявшиеся на протяжении столетий.
Информационный центр "Финноугория", Нина Юшкова