12.08.2008 09:22
Ровно год, как в Мончегорске создана Национальная культурная автономия (НКА). Эта общественная организация появилась в результате слияния двух региональных отделений - Ассоциации Кольских саамов и Объединения саамов Мурманской области. И хотя оленного народа в городе металлургов немного, около 60 человек, «новорожденной» удалось привлечь к себе внимание земляков.
Накануне международного Дня коренных народов я встретилась с одним из организаторов автономии - Андреем Белозеровым. Его рассказ был интересным и познавательным. Беседовали мы в офисе, который предоставила местная администрация. Она же оплачивает аренду помещения. В бывшем музее цветного камня расположился теперь небольшой музей саамского быта: стоят кувакса, нарты, висят карты расселения саамов по Кольскому полуострову; за стеклянными витринами - вышитые национальные одежды и головные уборы. Часть экспонатов подарили мончегорцы, другую - организаторы привезли из Ловозера. Здесь же и компьютерный класс, где с января дважды в неделю проходят занятия бесплатного народного университета для детей и взрослых.
- Наша организация имеет статус юридического лица, - сказал Андрей Васильевич. - Объединились мы, чтобы сохранить язык, ремесла, помочь саамам, и в первую очередь молодежи, быстрее адаптироваться к нынешней жизни. Перед всеми народами России (национальность значения не имеет) сейчас стоят одни и те же задачи: образование, работа, доступное жилье.
И перевел разговор на праздник, который отмечается 9 августа:
- Коренные народы - те, кто веками живет на данной территории. На севере это русские, карелы, саами. Первый официально зарегистрированный житель Монче-губы - саами Калина Иванович Архипов. Семья его - выходцы с Бабинского погоста, который находился на той стороне Имандры, в районе Уполокши. Когда туда пришли карелы Калеваевы, они «выдавили» Архиповых. На лето Калина с семьей уходил в Монче-губу, зимой возвращался на Кус-канту (сейчас это станция Имандра).
А вообще-то, - продолжает собеседник, - Монче-губа - угодья саамов Бархатовых. Из этого рода моя бабушка по отцовской линии. Бархатовы около ста лет были старостами в Иокостровском, то есть Имандровском погосте. Сам погост включал территорию нынешних Мончегорска, Кировска, Апатитов, часть Полярных Зорь. Жителей его называли горными саамами или «лопь верхней земли». Туда входили Чуна-тундра, Монче-тундра, Хибинские тундры (это русское название, а саамы называют их Умптек). Имандра карело-финское название, по-саамски будет Авер-явр. К слову, русские цари именовали ее Белым озером.
История коренных народов Севера корнями уходит в древнюю Русь. Карелы всегда были у новгородцев разведчиками на севере. Они выполняли государственные задачи Новгородской республики: проводили политику, дань собирали у саамов.
А те издревле занимались охотой и рыболовством. Оленеводство являлось подсобным хозяйством. Саамы тысячи лет держали оленей, но пастбищ больших не имели и животных в тундре не пасли. Выбирали один из полуостровов западного берега Имандры, загоняли туда оленей, перегораживали выход и оставляли пастись. Охотились на дикого оленя. Бабушка говорила Белозерову, что домашнего оленя ели в крайнем случае. Он был своего рода членом семьи.
Повествуя о жизни родного народа, Андрей Васильевич то и дело вставляет привычные саамские слова, тут же переводит их на русский.
Саамы Мончегорска, объединившись, делают большое дело, способствуя толерантности многонационального муниципального образования.
Председатель НКА Вера Пепина - патриот и саамского народа, и севера, и комбината. Андрей Данилов - ответственный секретарь организации, у него всегда масса идей. Он хорошо знает историю своего народа, но Андрея Васильевича всегда слушает с удовольствием.
- Имандра считалась зоной саамско-русского диалекта, - показывает Андрей Васильевич на висящую на стене карту. - Испокон веков это был Кольский тракт. На озере существовало несколько почтовых станций, где саамы служили ямщиками. Летом передвигались на карбасах, а по перешейкам - неся грузы на плечах, зимой - на оленьих упряжках. Саамы Бабинского погоста при царской власти еще и кордонную службу несли. Им надлежало выезжать на шведский рубеж, наблюдать и отправлять депешу в Колу воеводе. Хотя саамы народ миролюбивый, национальная философия: первым не ударить.
Егор Черных - двоюродный племянник моего деда - жил на Чуне, работал в Лапландском заповеднике, рассказывал такую притчу.
Молодой охотник прибегает к нойде (старому шаману) и говорит:
- Чудь идет со стороны Финляндии. Они сейчас спят у костров, устали. Давай нападем и вырежем их.
Нойда отвечает:
- Нет. Мы этого делать не будем.
- Почему?
- Может, они не с войной идут.
- Сколько раз приходили и все время с войной.
- А вдруг на этот раз не с войной идут?
Озадачился молодой охотник:
- Почему мы так неправильно по-ступаем?
Опытный ему и говорит:
- Потому что все люди - братья. Чудь (финны. - Авт.) об этом забыла, а мы, саамы, помним.
Если дальше углубляться в историю, то территория нынешней Финляндии во времена Древнего Рима и Древней Греции была известна как земля саамов. Называли ее греки Пфенни. Римляне - Финни. Нынешние финны вместе с землей унаследовали и название национальности.
В старину саамы после Рождества встречали солнце. Это был праздник с ярмаркой, кроме того, мерились силой, ловкостью, арканы кидали. На святки играли свадьбы. Вот и мончегорцы решили провести игры «Полярная ночь». Первый блин получился не комом, горожанам запомнился.
Потом на Праздник Севера учащихся отправили в Мурманск команду школьников-сааамов: Витю Пинаева, Витю Маминова, Вику Пепину, Алену Банковскую, Дениса Куроптева. Ребята выступили хорошо, заняли призовые места. Летом ездили в Ловозеро на Саамские игры.
- Хотим подобные состязания проводить в Мончегорске, - подытожил разговор о связи поколений Андрей Васильевич. - С участием оленьих упряжек, а в перспективе и собачьих, так как по большим озерам саамы и на собаках зимой ездили. Хотим летние игры провести. Но саамов в Мончегорске немного, будем привлекать людей разных национальностей. Постараемся укрепить в городе межнациональные связи.
Есть у организации и другие задумки. В Мончегорске уже не первый год проводится фестиваль национальных культур. Саамы планируют расширить его рамки. В народном университете намерены преподавать рукоделие, народные промыслы. Возможно, будет и хоровое пение, и вышивка бисером, заимствованные у поморов.
В общество заходят и вепсы, и эстонцы. Здесь всех принимают с открытой душой и считают, что разделяют народы какие-то мелочи, а объединяет гораздо большее. Цель у мончегорцев благая - консолидация. И уже сейчас она налицо: наладили контакты с ловозерцами и оленегорцами, проводят совместные мероприятия, радуются успехам друг друга.
- Так, например, в подготовке книги «Саамская картошка», выпущенной в Канаде, принимали участие жители Ловозера, - рассказывает Белозеров. - Собирали материал Андрей Гаврилов, Раиса Авдеева, Надежда Золотухина и Павел Фефелов. Они проводили опрос местного населения, да и название книги придумал Андрей Гаврилов. Как тут не гордиться!
Занятия в народном университете бесплатные, ведет их Николай Тюляков - человек бескорыстный, эрудированный, прогрессивный. И взрослые, и дети слушают его с удовольствием. Кроме того, он своих разновозрастных «студентов» в походы водит.
Есть задумка создать на базе университета факультет регионоведения, по окончании которого слушатели получали бы документ государственного образца о среднем или высшем образовании. И хотят учить там не только саамов, а всех людей, заинтересованных в сохранении культуры Севера.
Автор:
Людмила Карху
Источник:
Газета "Мурманский вестник" (г. Мурманск) от 9 августа 2008 года