10.10.2022 15:28
Ах, эта свадьба!.. Каждая девочка, маленькая принцесса, мечтает встретить прекрасного принца. Я не исключение. Видя на свадьбе счастливые лица, море цветов, изящные украшения, белоснежную фату и дорогие подарки, очень уж хотелось встать на место невесты. Перед сном я расспрашивала свою бабушку: «А как раньше праздновали это событие у нас, на Вашке?» Эта детская мечта о красивой свадьбе и невероятный интерес к чему-то далёкому, загадочному переросли в исследовательскую работу.
«Это надо исправлять!»
Свадьба – это уникальное явление в жизни каждого человека и народа в целом. Свадебный обряд – это сложное драматическое действо, предполагающее соблюдение определенных правил и предписаний. Изучение культуры своих предков – это всегда, несомненно, интересно. Еще интереснее, когда слышишь фольклорные тексты вживую от носителей этой культуры, бабушек и дедушек. Но мало слышать и слушать, нужно фиксировать описание деталей повседневной жизни, сохранившиеся старинные обряды, неповторимые устные тексты.
В коми фольклористике исследованию свадебного обряда коми посвящена научная монография Федора Плесовского. Он рассматривает Удорскую, Усть-Вымскую, Прилузскую, Ижемскую, Верхневычегодскую и другие свадьбы. Локальные особенности свадебного обряда отдельно взятых сёл освещаются скудно. С тех пор солидных исследований по данной теме в коми этнографии нет. И я подумала: «Это надо исправлять!»
Известно, что не только в отдельных районах, но и в отдельно взятом селе или деревне свадьба имеет свои особенности, отличается деталями, вариантами фольклорных текстов. В январе 2019 года, на каникулах, я, уроженка села Чупрово Удорского района, предварительно составив опросник с моим научным руководителем руководителем Лидией Яковлевной Зварич, отправилась по селам и деревням собирать информацию о старинном свадебном обряде на Вашке. Для того, чтобы хоть немного ориентироваться в семейных обрядах, мне пришлось изучить немалое количество литературы и найти человека, готового «просветить» меня в этой теме.
Главными хранительницами свадебных обрядов, как правило, были женщины. Об особенностях локальной традиционной свадьбы удорских коми мне рассказали Нина Михайловна Давыдова, родившаяся в селе Верхозерье в 1938 году и моя бабушка Жанна Александровна Коровина, которая родилась в селе Коптюга в 1966 году. Собрав аутентичный материал на диктофон, я расшифровала его и перевела на русский язык.
Перед собой я поставила такую цель: выявить особенности свадебного обряда в традиции сел Коптюга, Верхозерье, Чупрово, расположенных на реке Вашка Удорского района. В ходе своего исследования и описания свадебного обряда я выявила три этапа свадьбы: сватовство, «каризна» и день свадьбы.
Ваш товар – наш купец
Что же подразумевает под собой сватовство? По словам моей бабушки, свататься ходил жених в дом невесты со своими друзьями, с крёстной матерью и отцом. Друзья – в косоворотках, нарядной одежде, с накинутым через левое плечо вышитым полотенцем. Обычно свататься ходили поздно вечером, чтобы не посрамиться, если девушка откажет. Просились в дом невесты, постукивая самоварной трубой о печную заслонку. Семья невесты спрашивает: «Кутшöм могöн локтiнныд?» (С какой целью пришли, зачем пришли?) Друзья жениха отвечают: «Тiян тöвар – миян купеч» (Ваш товар – наш купец). Жених и его друзья стоят у порога, не переходя матицу, пока невеста и ее семья не дадут согласие. Если жених трудолюбивый, не пьющий, может содержать семью, если о нём на селе не говорят плохо, то семья невесты даёт согласие.
Потом невесту зовут из её комнаты и спрашивают, хочет ли она выйти замуж за этого парня. Если хочет, то жених и его друзья переходят матицу и садятся за стол. Интересный факт: под матицей не проходили по двум причинам. Во-первых, матица символически связывалась с хозяином дома, а значит, перейдя эту границу, сваты ставили себя в зависимое от хозяина положение. Во-вторых, это соблюдение границы между главной хозяйской частью дома и гостевой возле дверей.
Семья жениха ставит на стол бутыль самогона, а семья невесты – еду, закуску. Крёстная мама начинает расхваливать жениха: какой он трудолюбивый человек, хороший охотник и богатый жених. А родители девушки хвалят невесту: рассказывают, чем она хороша.
Гости тем временем весь вечер наблюдают за девушкой. Она ставит на стол ею приготовленные угощения, чтобы гости убедились, какая она хорошая хозяйка. Если девушка понравится, то отцы жениха и невесты «ки шучкöны» (бьют по рукам) и определяют день свадьбы. Обычно свадьбу играют поздно осенью, когда все полевые работы завершены. В тот же вечер, вечер сватовства, семьи договариваются о подарках. Семья девушки одаривала семью жениха домоткаными полотенцами, дорожками, половиками, которые она готовила с детства, откладывала в сундук. Невеста в дом жениха шла со своей периной, подушкой и постельными принадлежностями. Жених взамен приводил в ее дом домашний скот: корову, овцу или лошадь.
Досвадебные посиделки-вечерки устраивались после рукобитья и благословения в доме невесты. На посиделки приходили парни и девушки, пели, плясали, играли. Жених и невеста прощались с прежней, свободной, холостяцкой жизнью.
И попарить, и поплакать
Вот и настала долгожданная свадьба. В этот день невесту водили в баню, после чего молодых венчали в церкви и, наконец, устраивали пир.
Баня для девушки затапливалась берёзовыми поленьями утром в день свадьбы. Вместе с ней в баню ходили 4-5 подружек: одна голову мыла, вторая ополаскивала, третья одевала невесту после помывки, четвертая «бöрдöдчö», плакала-причитала. По времени это длилось по-разному, в зависимости от жизни невесты, её родословной. Если у девушки большая родословная, интересная судьба, то оплакивали долго. После бани девушки шли в дом, где собирали невесту: заплетали одну косу в символ изменения статуса, одевали в белую рубаху и красный сарафан «кунтӧй», костюм удорской невесты. Невеста все это время плакала-причитала, чтобы ее новая жизнь была счастливой.
Перед венчанием родители девушки благословляли её и троекратно крестили, говоря «Бласлӧ Кристос» (Благослови Христос). Невеста с подружками оплакивали косу, символ девичества, причитали персонально отцу, сестре, вспоминали счастливую жизнь в родительском доме.
Венчание проходило в церкви. Первым приходил жених со своей родней, кроме крестной и родной мам (они остаются дома, чтобы подготовиться к приходу молодоженов), затем родня невесты. Сама невеста приходила последней со своим отцом, именно он в церкви передавал руку дочери будущему зятю. Далее священник читал молитву, давал испить церковное вино из одной чаши жениху и невесте. После венчания все шли в дом жениха пировать.
А колдуну – по носу
На пороге дома встречали мама и крестная жениха с хлебом-солью, вином и иконой. Эта икона потом оставалась в семье молодых. Новобрачные откусывали каравай: этот обычай, уже в шутливом варианте, повторяется на всех современных свадьбах. Но в каждой шутке, как говорится, лишь доля шутки. Считалось, кто откусил больше, тот и будет хозяином в доме. Затем все приглашенные шли в дом. Невесту и жениха усаживали между двумя окнами. Те, кого не пригласили (обычно это женщины) оставались в прихожей, в сарае и оттуда наблюдали за происходящим.
Нина Михайловна Давыдова вспоминала: «У кого были крестники, на колени усаживали, чтобы дети завелись». Все веселились, ели, пили вино, играли. Даже плясали на столе. А перед этим спрашивали: «Кодi каас?» (Кто поднимется?) Была и такая игра: на пол стелют платок и танцуют на нём по несколько человек. Тот, кто коснулся ногой пола, выбывает из игры. От информантов я узнала и то, что ни одна свадьба не обходилась без драки. Также гости праздника выходят на улицу и из ружья стреляют в охлупень (конек) дома, чтобы отогнать нечистые силы: считалось, что в любом селе были люди, которые могли навести порчу на невесту и жениха. Или, чтобы избавиться от сглаза, нужно было ударить этому человеку (колдуну) в нос, чтобы пошла кровь. По рассказам информантов, колдуны живут долго. Один из них, по их словам, даже покончил с собой, потому что никак не мог умереть. Когда его хоронили, был сильный ветер, буря, «шувгей».
Пир мог длиться неделю: в доме жениха, невесты, где невеста и её семья одаривают родственников жениха, в доме крёстных, родственников молодожёнов. Нина Михайловна вспомнила приметы, связанные со свадьбой: если во время свадьбы идёт дождь или снег – это хорошо, а если гроза – плохо: муж будет бить. Нельзя в один день на селе устраивать свадьбу и похороны: кто-то из родственников жениха или невесты может умереть или же скоро молодые расстанутся.
Чтобы помнили
Честно сказать, эта работа открыла для меня многое: дала понять, как важно для старого поколения передать новому традиции и обычаи – «чтобы помнили, чтобы знали». В перспективе мне было бы интересно исследовать мифологическую основу свадебного обряда. Ведь свадьба – это пик жизни человека. Во время свадьбы, переходя из одной социальной группы в другую, жених и невеста претерпевают символическую «смерть» и новое «рождение». Все действия, предметы, одежда на свадьбе несут обрядовые функции, высокую сакральную значимость, и для современного человека обращение к культуре предков было бы сохранением целостности этого мира, сохранением национальной самобытности. В настоящее время свадебный обряд в первоначальном понимании смысла всех ритуалов уже не существует.
Мы не в силах повернуть течение времени, но в наших силах знать и понимать великое национальное наследие, что представляет богатейший познавательный интерес. То, что моя бабушка и ее земляки свободно воспроизводят старинный обряд спустя более полувека, говорит о том, что раньше он был распространен повсеместно. И мы, пока еще не поздно, должны успеть собрать, записать, сохранить уникальное наследие народа.
Национальный акцент
Автор:
Элина Шлопова