25.10.2022 16:54
Почему женщины народа сето так сильны в математике? Зачем они снимают наручные часы перед поездкой в город? Для чего им по пятьдесят варежек? И откуда они узнали рецепт розового варенья из мультика «Маша и Медведь»?
Вчера утром псковская Школа межэтнической журналистики отправилась в музей-усадьбу народности сето в деревне Сигово музея-заповедника «Изборск». И там мы нашли ответы на эти и другие вопросы.
До сих пор я знал про сето (или сету?) только то, что есть такой народ, который живет в Печорском районе нашей Псковской области. Что представителей народа сето в России совсем немного (всего несколько сотен человек), и что сетоские женщины носят на груди что-то вроде массивных серебряных соусниц выпуклостью наружу.
Всё оказалось ещё чуднее.
Пудель на шее
Например, выяснилось, что все вместе взятое серебряное, что носят женщины сето у себя на груди, включая фибулу, которая называется «сыльг», весит до 6 килограммов. Это как постоянно носить на шее взрослого пуделя.
Согласно сетоским поверьям, девушкам очень полезно умываться водой, в которой замачивали эти украшения, потому что всё злое боится серебра, а красота, наоборот, к такой посеребрённой девушке сразу пристанет сама собой.
А это мне особенно понравилось: в экстренной ситуации (например, если вдруг война) женщины сето могли быстро покинуть деревню и даже ничего с собой из дома не брать, особенно, если возвращаться домой было опасно.
Как думаете, почему? Да потому что на груди у них всегда было ожерелье из настоящих царских серебряных монет – вот тебе и неприкосновенный запас на чёрный день! Причём монеты при изготовлении таких ожерелий не дырявились, поэтому в случае чего сето могли спокойно вынуть их из украшения и пустить в дело. Так что без денег они никогда не оставались.
А вы свой кардхолдер где носите?
«Еду в город – часы снимаю»
Можно подумать, сето боялись воров и поэтому на всякий случай во время поездок в Псков прятали дорогие вещи подальше. Но нет, тут моя межэтническая чуйка меня подвела. Всё оказалось интереснее.
Раньше псковские сето учились в специальной школе в Печорах на эстонском языке. И поэтому русский язык знали плохо. Хозяйка музея сето в деревне Сигово Малле Богачёва тоже училась в этой школе и по-русски тоже знала плохо. Поэтому когда родители купили ей наручные часы, она их перед поездками в город снимала. Для чего? Чтобы лишний раз не краснеть на улице, когда кто-нибудь у неё спросит: «Не подскажете, который час?» Ведь она не знала, как по-русски будет, например, «без двадцати три».
Сорок семь, сорок восемь, сорок девять… можно замуж!
К свадьбе девушка народа сето обязана была связать не менее пятидесяти пар варежек. Почему? Варежки – лучший подарок на любой случай. И гостю, и кавалеру обязательно пригодится.
Поэтому её суженый сперва разглядывал узоры на её варежках: если все крестики и листики вывязаны как следует, то девушка годится в жёны.
Малле вышла замуж в 25 лет – после того, как отучилась в вузе (пока училась, она никаких ухажёров к себе близко не подпускала). И к тому времени у неё шкаф ломился от приданого. Там одни только носки занимали целую полку.
Кстати, жених у неё оказался русским, потому что русские парни очень хотели жениться на сетоских девушках, так как знали, что эти девушки на все руки мастерицы. Но родители Малле были не против.
Вот и она сама теперь избегает указывать сыну, кого ему выбирать в жёны: «Для меня любая девушка, которую сын приведёт, самая красивая и самая хорошая. Разве мой сын может плохую привести?».
Лист дуба + две птички в квадрате = ?
Если вы думаете, что математика – это скучные примеры в тетради, вы ошибаетесь. Для девушек народа сето математика – это точный расчёт вышивальных узоров.
Причём у каждой девушки узоры были уникальные (вы не встретите на сетоских полотенцах ни одного повторяющегося). И все эти узоры что-нибудь означали. Например, если на вышивке изображали лошадку, то значит, в семье хотели, чтоб родился мальчик.
И эти узоры иногда такие замысловатые, что сразу видно: это посложнее, чем «составьте шесть комбинаций из трёх натуральных чисел».
Оказывается, Маша варила Медведю сетоское варенье
Лично я новые серии мультика «Маша и Медведь» не видел вообще, но вот серию про розовую кашу, которую Маша зачем-то наварила в промышленных объемах всего за день, запомнил. Кто бы мог подумать, что в Сигово я узнаю рецепт этой каши!
Все просто. Манную кашу следует сварить не на молоке, а на морсе (например, на клюквенном), потом дать ей остыть и подавать холодной. Рекомендуется добавить к этой розовой каше немного взбитых сливок.
Может, авторы этого мультика просто-напросто бывали в сетоской усадьбе деревни Сигово?
Это все соседка виновата!
На Рождество сетоским девушкам строго-настрого запрещали выходить из дома. Хотя бы до обеда.
Считалось, что если в этот праздничный день первым гостем в доме станет мужчина, то весь год семье будет сопутствовать удача. И наоборот. Если первой в дом постучала женщина или девушка (не дай бог, соседку зачем-то принесло), то она и будет виновата во всех дальнейших бедах.
Вот почему, чтобы не портить отношения с соседями, сето на Рождество заставляли своих девушек и девочек тихонечко сидеть дома на лавке и на улицу не высовываться.
Что нужно псковским сето сегодня?
В 2010 году псковские сето добились, чтобы их признали коренным малочисленным народом России.
Мы спросили у хозяйки музея в Сигово Малле Николаевны Богачёвой, какой поддержки ждут от государства люди народа сето. Может, им нужна помощь в разработке собственной письменности (ведь у сето до сих пор нет своего алфавита).
«Пусть бы нам лучше сетоский детский сад в Печорах открыли!» – такой ответ мы получили. Садик для детей сето, где они смогли бы унаследовать все свои традиции, и, конечно же, изучать язык сето – чем вам не идея по спасению этого народа от исчезновения?
«Я бы и сама пошла туда учить» – добавила Малле. Это я и запомнил больше всего. В общем, кто будет главным в Печорах в ближайшее время, – прошу, подумайте над этим предложением.
МК в Пскове
Автор:
Алексей Чаднов