На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Игорь Андриянов: "Мы идём по следам предков"

Игорь Андриянов: "Мы идём по следам предков" 14.08.2008 15:16

Этнический стиль практически никогда не выходит из моды. Его элементы присутствуют в одежде как прошлого, так и нынешнего веков. Но мало кто представляет, как действительно выглядели древние аутентичные этнические костюмы, например, одежда, которую носили более чем полтысячелетия назад. Поэтому появление на улицах Сыктывкара молодой пары в странных костюмах из льна, кожи и меха не осталось незамеченным. Прохожие оглядывались, старались сфотографировать необычно одетых людей.

Конечно, Игорь Андриянов и Лилия Чупрына в повседневной жизни не ходят так, а костюмы они надели только для того, чтобы корреспондент «Молодёжи Севера» мог запечатлеть их в таком виде на фоне природы. Но именно так одевались предки коми в эпоху средневековья. Вот что рассказал «Молодёжи Севера» автор этой серии реконструированных древнекоми костюмов Игорь Андриянов.

- Игорь, с чего началось твое необычное увлечение?

- Со съемок моего первого собственного документального фильма, посвященного национальному костюму, «История, записанная на холсте. Национальный костюм коми». Фильм снимался в 2007 году по заказу республиканского Министерства культуры и национальной политики, которое в свое время поддержало мою идею снять полноценное научно-популярное кино об истории коми. Это же министерство выделило деньги на съемки и реквизит. В кинокартине я планировал рассказать и показать не только традиционные коми костюмы, но и реконструировать самую древнюю одежду нашего народа. Современный режиссер - понятие растяжимое, тем более, в малобюджетном научно-популярном кино: приходится и за редактора работать, и за диктора, и даже за научного консультанта. В итоге поневоле пришлось изучать область этнического костюма. А куда деваться - не на оператора же с монтажером эту работу возлагать?

И тут во мне «включились» историк и археолог: я же все-таки истфак заканчивал! Да и тема древних коми меня на самом деле еще в детстве сильно интересовала. Ну, словом, «впал в детство» и начал, как учили на истфаке, добросовестно собирать, обрабатывать и анализировать «источники». Обработал, проанализировал... Затем, получив «благословение» и все необходимые консультации у известного археолога Элеоноры Анатольевны Савельевой, приступил к «материальному воплощению» идеи. Благодаря финансовой поддержке Министерства культуры, у меня появилась возможность привлечь к работе профессионального мастера Тамару Кольчурину, с которой мы и реконструировали те виды одежды, которые наиболее вероятно могли существовать здесь в эпоху средневековья. Тамара Семеновна сшила костюмы, а я изготовил меховые детали, оружие и ювелирные украшения. Получилось вроде бы ничего. Впоследствии мы с оператором даже отсняли все необходимые сцены с этими костюмами. Но в итоге материал пришлось отложить для второго фильма.

- Получается, что интерес к костюмам связан с интересом к коми истории?

- Мне с детских лет была интересна археология - наука, так сказать, о материальной составляющей прошлого. И параллельно с ней - реконструкция предметов старины, возвращаемых на свет божий с помощью археологии. Помню, еще учась в школе и занимаясь в Малой академии при Коми научном центре, на досуге пробовал изготавливать копии некоторых археологических находок: украшений, оружия. Именно тогда я твердо решил поступать на истфак. Потом были краткосрочные метания - военное училище или юрфак. Но, в конечном итоге, все-таки оказался на истфаке.

Кроме того, в детстве мне очень нравились коми сказки. Я практически вырос на них! Сказания о Пере-богатыре, Кудым Оше, охотниках и лешем-в\рсе. Стал постарше - зачитывался сборником «Коми легенды и предания». Особенно привлекали легенды о Кудым Оше и чуди: уж больно мой необычный типаж под них подходил. Помню, я тогда даже шутил: «Пойду паспорт получать, попрошу в графе «национальность» написать «чудь»». Но в паспортном столе меня записали почему-то даже не коми, как я просил, а русским. Паспортистка, видать, в тот день очки дома забыла: гляжу на себя в зеркало и понимаю - ну типичный славянин!

Кстати, насчет чуди: не знаю, в шутку ли, всерьез ли, но недавно пермские археологи меня окончательно «добили», идентифицировав мой типаж как соответствующий представителям древнего угорского народа - югры. Не знаю, проводили они антропологические исследования на эту тему или нет, но эти выводы прозвучали из уст Галины Ленц – специалиста в области этногенеза финно-угорских народов.

Еще мне всегда была интересна история России. Но ведь история России, по большому счету, это история ее отдельных составляющих, и в частности, нашего коми народа. И если древняя история России достаточно хорошо изучена, то история коми известна куда хуже. А ведь именно из культур малых народов, в конечном итоге, и сформировалось то, что мы сейчас именуем русской культурой. И большинство людей даже не догадывается, что очень многие вещи, которые ныне считаются исконно русскими, когда-то были заимствованы восточными славянами у пермских финнов. И не в последнюю очередь - у коми. Другое дело, что впоследствии факты заимствования были благополучно забыты. Но в названиях этих заимствований все равно долгое время сохранялись либо коми слова, либо приставка «зырянский»: «пельмень», «зырянский нож», «зырянский календарь», «зырянский посох». Когда открываешь для себя подобные вещи, поневоле начинаешь задумываться…

- Сейчас много стилизации под коми костюм, в том числе и старинный. Чего не хватает нашим модельерам, работающим в этом направлении?

- Ну уж этого я не знаю! Я же не модельер, как я могу судить о том, чего не хватает их работам? Но как историк могу лишь отметить, что прежде чем браться за какую бы то ни было стилизацию, недурно было бы как можно более тщательно изучить первоисточник. Иначе как можно стилизовать, не зная самого стиля? Возможно, я видел далеко не все коллекции наших модельеров, да и не особо этим вопросом интересовался, но из того, что видел, глубокого знания предмета, честно говоря, не почувствовал. Как правило, максимум, на что их хватает, - это традиционные орнаменты.

В то же время как человек, знакомый с особенностями традиционной коми одежды, могу сказать, что национальный костюм коми - это просто бездонный колодец идей для всевозможных работ в области дизайна! Было бы желание изучать.

- Костюмы неразрывно связаны и с украшениями, и с оружием. Ты работаешь и в этом направлении?

- Разумеется. И не только с украшениями и оружием. Еще ведь нужно заниматься поясами, ремнями, обувью и многим другим. В вопросах изготовления копий оружия мне очень помогло мое знакомство с руководителем историко-реконструкционного клуба «Кречет» Владимиром Аникиенко. Он не только является руководителем своего клуба и одним из сильнейших бойцов-фехтовальщиков Северо-Западного региона, но и универсальным мастером. За «средневековыми» доспехами многие знатоки не только из республики, но и из России предпочитают обращаться именно к нему. Володя обучил меня в свое время некоторым основам кузнечного дела, да и сейчас при необходимости изготовить какие-либо сложные кованые вещи я часто обращаюсь к его советам. А вот «ювелирку» пришлось осваивать практически с нуля методом «научного тыка». Освоил, вроде бы, немножко. Причем работал при этом, за некоторым исключением, примерно с теми же инструментами, что и мастера древности. Когда знакомые профессиональные ювелиры услышали, с помощью чего я украшения изготавливаю, они долго удивлялись, как «этим» можно пользоваться, да еще и достигать каких-то результатов. По оценкам тех же профессионалов, мои изделия получаются достаточно качественными и для десятого-пятнадцатого веков выглядят вполне достойно.

- Что самое сложное при создании костюма? Найти образец, материал или иное?

- И то, и другое, и третье! И много чего еще. Основная проблема заключается в том, что одежда как таковая в наших почвах со времен средневековья не сохранилась. Это вам не древний Новгород с его торфяниками! До наших дней доживают лишь предметы из металла, кости, иногда - фрагменты дерева и кожи. Что касается ткани, то ее мы имеем только в виде небольших кусочков, способных лишь дать некоторое представление о материале и фактуре, а после сложного химического анализа и о первоначальном цвете. Для того, чтобы найти подходящий лен соответствующей фактуры, нужно здорово побегать. В магазины у нас подобные материалы, как правило, не привозят, поэтому приходится заказывать непосредственно там, где этот материал производят. С кожей дело обстоит чуть проще.

- А ты уверен, что твой костюм аутентичен?

- В этом никто не может быть уверенным на все сто процентов. Но процентов на 60 я все же уверен. Дело в том, что многие вещи, на самом деле, раз появившись, могли не меняться на протяжении нескольких столетий и даже тысячелетий. К примеру, если сравнить современный молоток и молоток, скажем, двенадцатого века, то отличий даже по форме вы в них практически не найдете. Это касается многих вещей, и в том числе - кроя одежды. В таких глухих местах, как наши, основными требованиями к одежде долгое время являлись простота и экономичность в изготовлении. Поэтому реконструкция костюма в наших условиях - это разумное сочетание и сопоставление данных иконографии, этнографии, археологии и фольклора. Ну и конечно - здравого смысла. К сожалению, изображения древнего костюма коми крайне немногочисленны, но они все же есть в археологическом материале. Собственно, реконструкция одежды в других регионах производится таким же образом и сталкивается с такими же проблемами - «аутентичность на 60 процентов плюс минус…»

- Кстати, а какую именно эпоху ты реконструируешь?

- В основном это культура Перми Вычегодской одиннадцатого-четырнадцатого веков.

- Как выглядели мужской и женский костюмы в эту эпоху?

- Я думаю, что они выглядели примерно так, как костюмы, которые сейчас на мне и на сотруднице Финно-угорского центра Лилии Чупрыне.

- А удобно ли ходить в такой одежде?

- Не скажу, что эта одежда удобна так же, как современная: отсутствие карманов, глухой крой и прочее. Но для своего времени, с точки зрения соотношения стоимости производства и комфорта, главным критерием которого, вероятно, была защита от холода, эта одежда была достаточно совершенной.

- Почему исторический костюм не сохранился? Можно ли что-то позаимствовать потомкам из костюмов предков? Например, та же самая куртка «аляска» создана на основе одежды народов Севера.

- Наверное, и мода, и неудобство помешали ему сохраниться, но все же в первую очередь - мода. Ведь старинный костюм при желании всегда можно усовершенствовать, что и делают в наши дни дизайнеры-этнофутуристы. А в наш век постмодернизма эпатаж давно уже вытеснил практичность на задний план. К тому же этнические мотивы в одежде сейчас, как никогда, в моде. Мы идем по следам предков.

- Сейчас ты работаешь над новым фильмом. О чем он, и какую роль в нем играют твои костюмы?

- Надеюсь в ближайшее время начать съемки второй части «Истории, записанной на холсте», в которой как раз и пойдет речь об этих костюмах. Есть планы еще на несколько интересных фильмов на тему истории и этнографии коми. В общем, планы-то есть, а вот денег пока нет. Спонсоров надо искать…

- Есть ли еще такие, как ты, энтузиасты реконструкции образа древних коми?

- Пока я знаю лишь нескольких человек, и все они рядом. Объединившись, мы создали историко-реконструкционный клуб «Северная тропа», который занимается реконструкцией быта, занятий, традиций, вооружения и одежды древних коми. Если найдутся еще люди с умелыми руками и головой на плечах, а главное, с желанием изучать и восстанавливать историю нашего народа, - милости просим в наши ряды! Научим, поможем, подскажем...

Газета "Молодёжь Севера" (Республика Коми) от 14 августа 2008 года


Автор:  Артур Артеев

Возврат к списку





Календарь праздников
28
ноября
2024














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]