14.08.2008 16:12
На минувшей неделе в Перми завершился III Международный этнофутуристический фестиваль «Камwа». В этом году в нем участвовала многочисленная делегация из Республики Коми - 15 человек (половина делегации - ижемцы). Напомним, что три года назад на фестиваль из республики ездили три человека, а в прошлом году - пять. Этим летом, благодаря финансовой поддержке Министерства национальной политики РК, на фестивале побывали не только сыктывкарцы, но также три жительницы Ижемского района и исполнитель саамских песен из Печоры Павел Некипелов. Корреспондент Газеты «Молодёжь Севера» оказался единственным из делегации, кому довелось побывать на «Камwе» уже в третий раз.
Река Кама
Целая легенда заложена в название фестиваля: «Был в племени сильный и смелый человек Кам. И когда пришла к людям беда, Кам сплел из ивовых веток пояс и венок. Надел их и стал медленно кружиться в пляске. И в одном месте ветви венка его опустились вниз. «Здесь!» - сказал Кам. Топнул он и забил из-под земли чистый родник. От него побежал по земле ручей и притянул он к себе другие воды. И стала река огромная, сильная, волшебная. Так пришла к людям река Кама, и жизнь возродилась. И ничто уже не нарушало ее».
Так что такое фестиваль «Камwа»? Это такая же река, которая притягивает к себе другие воды-народы, но не теряется в них, а становится из года в год только сильнее и полноводнее. Организаторы фестиваля доказали, что этнофутуризм - это не замкнутое в себе движение финно-угорской творческой интеллигенции, а нечто масштабное, способное объединить народы всех стран и континентов. Напомним, этнофутуризм - это направление в искусстве, которое берет за основу традиционный материал, но придает ему современную форму, соединяя мифологию и авангард, культуру города и деревни, прошлое и будущее. Казалось бы, какое отношение имеют к финно-уграм ирландцы или тибетцы. Но в русле фестиваля они смотрелись так же органично, как коми-пермяцкие или марийские бабушки. Поэтому я не особо удивился, увидев в этом году среди участников фестиваля аборигена Африки. «Уже негрофутуризм появился!» - удивлялись пермяки.
А всего в фестивале участвовало более двухсот человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Удмуртии, Мордовии, Карелии, Эстонии, Финляндии, а также Ханты-Мансийского округа, Чувашии, Татарии и Бурятии.
«Коми и коми»
Вечером 31 июля в Пермском театре юного зрителя прошла презентация программы «Коми и коми», познакомившая зрителей с традиционной и современной культурой коми: зырян, пермяков и ижемцев. От Коми-Пермяцкого округа в концерте выступили ансамбли «Кукушка» и «Бичир», от нашей делегации - Павел Некипелов. Прошел показ работ сыктывкарских модельеров Ольги Савенковой и Ирины Арсентьевой.
Также в рамках программы в фойе ТЮЗа прошли две фотовыставки - «Пермяки» и «Ижемцы». Шестнадцать снимков из жизни Ижемского района привез на фестиваль корреспондент «МС». Еще несколько его работ представили кудымкарцы. Порадовало то, что одна из наших работ стала афишей фестиваля «Камwa», и ее можно было увидеть на всех улицах Перми.
Жительницы ижемского села Сизябск Зинаида Вокуева и Мария Семяшкина продавали сумки, тапочки и пимы из оленьих кожи и меха. Сами они, в национальных костюмах, вызывали живой интерес пермяков, которые еще не видели красивых ижемских нарядов.
Известные в республике этнофутуристы Павел Микушев и Юрий Лисовский показали свои работы на выставке «Искусство света».
В финале коми программы показали поставленный по мотивам древних легенд спектакль Национального коми-пермяцкого театра «Сказание о Кудым Оше».
Оpen-air в Хохловке
Второго августа фестивальный день прошел под открытым небом, в этнографическом музее в Хохловке. Это одно из красивейших мест в Пермском крае. Здесь, на живописном берегу Камы, собраны памятники деревянного зодчества со всей Перм- ской земли: ветряные мельницы, храмы, избы, соляные сараи, амбары, охотничьи домики и т.д. В Хохловке состоялся традиционный праздник нового хлеба, отмечаемый здесь уже второй год подряд. Он был «приправлен» фестивальной атмосферой: играми, мастер-классами, ярмаркой ремесел, выступлениями музыкантов, перформансами. Здесь же прошел гала-концерт участников «Камwы».
По подсчетам организаторов, в этот день Хохловку посетило около восьми тысяч (!) человек.
Многие зрители принимали одетого в экзотический костюм Павла Некипелова за настоящего шамана и просили разрешения сфотографироваться с ним на память. Печорец никому не отказывал и даже «шаманил» по просьбам публики.
Этномода
Новинками фестиваля стали этническая мода и этнотеатр. Хотя этномода демонстрировалась и в предыдущие годы, но сейчас она была выделена в отдельную программу, прошедшую в фестивальном клубе «Триумф». В ней были задействованы артисты пермского театра «Мимикрия», модельеры из Коми, преподаватели и студенты известных дизайнерских школ Омска, Иванова, Саранска. Особое внимание привлекли к себе две мордовские коллекции - «Сюлгамо» и «Масторава». Многие присутствовавшие с удовольствием приобрели бы эти наряды, но на продажу были выставлены только три коллекции.
Гости познакомились не только с высокой модой, но и с искусством этно-боди-арта. В прошлом году художники расписывали бетонного медведя на главной площади Кудымкара, а сейчас они показали свое мастерство, расписав тела обнаженных девушек. Если зрительниц интересовала в основном мода, то боди-арт порадовал мужскую половину.
Альманах и календарь
Во время фестиваля прошла презентация альманаха «Камwa». Это сборник научных, литературных и искусствоведческих статей. Среди авторов альманаха известный писатель, автор романа «Сердце Пармы» Алексей Иванов, пермские ученые, искусствоведы и поэты. Вошли в альманах и две статьи нашего корреспондента.
Альманах состоит из трех частей: «Камский путь», «Люди реки» и «Камва». В первой части альманаха представлены научные сведения о Пермской земле и ее истории, вторая включила в себя сборник литературных произведений пермских авторов, третья посвящена истории этнофутуристического фестиваля и самому понятию «этнофутуризм». Тираж альманаха составил тысячу экземпляров.
Вместе с альманахом презентовали оригинальный настенный календарь «Кад изки» («Жернова времени»). Это работа сыктывкарского художника-этнофутуриста Юрия Лисовского. Он создал свой календарь на основе древнего охотничьего коми календаря. Это солнечный календарь, в котором отчет ведется со дня весеннего равноденствия. Вместо месяцев в календаре периоды того или иного промыслового зверя.
Кстати, многие участники и гости фестиваля купили футболки и шапочки с изображением картин или фрагментов работ Лисовского. А в выставочном зале была показана серия его фоторабот «Зырянские галактики». Для нее Юрий снимал макушки голов своих знакомых. Как «МС» уже писала, впервые этот проект был продемонстрирован в музее искусств Таллина.
«Небесный Аргамак»
Вечером, после показа этномоды, в Перми на берегу Камы прошло вечернее шоу «Огни на Каме». Одновременно с ним был показан ландшафтный спектакль «Небесный Аргамак» Бурятского государственного театра кукол «Ульгер» и огненные картины Германа Виноградова.
Все началось с «Небесного Аргамака». Действо шло на бурятском языке, поэтому было предложено купить программки, из которых можно было понять суть происходящего. Спектакль проходил на фоне костров, гримеркой служила юрта, сценой - поляна, а занавесом - вечерний сумрак. В темноте ярко пылали костры, горел деревянный символ солнцеворота, который вращали все желающие. Народ гулял на берегу Камы до самого утра.
Заключительный концерт фестиваля состоялся в Пермском академическом театре драмы, где выступили известные фолк-исполнители Сергей Старостин и Марио Калдарару, а также гостья «Камwы» певица Инна Желанная.
На руинах Анюшкара
И еще одно интересное новшество нынешнего фестиваля. В этом году после «Камwы» часть ее участников отправилась на средневековое городище Анюшкар, где прошел двухдневный симпозиум «Проблемы сохранения культурно-археологического наследия в исторических ландшафтах Прикамья». Цель проекта - обратить внимание общественности на проблему сохранения археологического наследия на территории Пермского края. Симпозиум - это совместный проект фестиваля «Камwа», Пермского государственного педагогического университета и Института истории и археологии УрО РАН. В мероприятии участвовали ученые-археологи из крупнейших научных центров России, а также писатели, журналисты, художники, представители туристических компаний и чиновники государственных органов охраны памятников. Плыли к Анюшкару на теплоходе - шесть часов по Камскому «морю».
Анюшкар расположен в Ильин- ском районе на правом берегу Кам- ского водохранилища. Этот протогородской центр существовал на протяжении пяти столетий (IX-XV вв.). На его территории проживали как местные финно-угорские племена, так и волжские болгары, славяне. Во время симпозиума на территории городища был организован двухдневный палаточный лагерь. Пермские археологи провели экскурсию по памятнику, и в течение двух дней участники симпозиума искали пути сотрудничества в деле сохранения объектов археологии. Берег Камского моря был усыпан настолько причудливым деревянным плавником, что наш корреспондент невольно окрестил его «Берегом слоновой кости». Многие участники фестиваля прихватили с собой оригинально обработанные волнами деревяшки.
Неожиданным подарком участникам симпозиума стала возможность полетать на вертолете над городищем, близлежащей деревней, Кам- ским морем и его островами. Четырехместный вертолет совершил несколько облетов территории, чтобы прокатить всех желающих.
Газета "Молодёжь Севера" (Республика Коми) от 14 августа 2008 года
Фотографии фестиваля "Камва" (2008 год)
Фотографии фестиваля "Камва" (2007 год)
Фотографии фестиваля "Камва" (2006 год)
Автор:
Артур Артеев