14.08.2008 17:16
В минувшую пятницу поздним вечером, когда на улице уже стало темнеть, в Сыктывкаре (Республика Коми), на площадке за зданием Национальной галереи РК, стартовал второй Международный скульптурный симпозиум, который, без всякого сомнения, обещает стать знаковым событием года. Слишком редко в последнее время у нас уделяется внимание скульпторам и творениям их рук.
Со времени проведения первого скульптурного пленэра в столице республики прошло уже шесть лет. Тогда мероприятие собрало 15 участников из разных регионов страны, которые использовали разнообразные материалы и техники, а созданные ими за две недели напряженного труда работы были установлены в прилегающем к Национальной галерее «Саду скульптур». Сейчас на сравнительно небольшом участке размещено уже больше десятка садово-парковых скульптур, гармонично вписавшихся в пространство сада. Но это отнюдь не значит, что сад уже заполнен такого рода творениями. К тому же, как надеются организаторы, некоторые из работ, созданных на нынешнем пленэре, украсят улицы и парки города.
При всей общности первого и второго пленэров между ними есть ряд отличий. Во-первых, нынешний скульптурный симпозиум более камерный. Заявки на участие в нем подали всего пять человек: Борис Козлов и Владимир Рыбаков из Удмуртии, Геннадий Чиндяскин из Мордовии, Владимир Рохин и Анатолий Неверов из нашей республики. Столь ограниченный состав объясняется прежде всего скудным финансированием, даже несмотря на солидный список спонсоров, в числе которых есть и крупные предприятия, и даже Министерство культуры Российской Федерации, выделившее средства Федеральному финно-угорскому центру на организацию этого мероприятия. Скульптура вообще, как известно, самый дорогостоящий вид искусства, зато и создается на века. Возможно, именно поэтому в качестве исходного материала, из которого ваятелям предстоит высечь свои творения, были выбраны гранит, кварцитопесчаник и доломит. Последний не столь тверд, как два первых, но тоже требует значительных усилий при обработке, тем более, что никто из участников нынешнего пленэра до сих пор не имел с ним дела. Использовать такой материал предложил председатель республикан- ского отделения Союза художников, член жюри симпозиума, известный скульптор Роман Бендерский.
Доломитовые глыбы были доставлены на задний двор галереи из карьера в Усть-Куломском районе, куда Р.Бендерский вместе с коллегой Владимиром Рохиным специально съездили и выбрали подходящие образцы.
Еще одно отличие проходящего пленэра - четко обозначенная тема. Поскольку слет проходит в Год семьи, то, не выходя за рамки финно-угорской тематики, скульпторы должны изваять нечто, имеющее отношение к корням, роду, предкам своего этноса. Не случайно же этот симпозиум получил название «Финно-угорский мир. Знак рода».
Непосредственно перед торжественным открытием пленэра в Купольном зале галереи состоялась пресс-конференция, на которой организаторы рассказали о концепции этого проекта, а его участники, не раскрывая своих замыслов, - о том, чего хотели бы добиться в ходе этого конкурса. Как отметил приехавший из Удмуртии Владимир Рыбаков, в первую очередь, каждый надеется, что созданной скульптурой оставит добрую память о своем пребывании на земле Коми. Его земляк Борис Козлов поблагодарил за предоставленную возможность выразить национальные чувства. Самым немногословным из гостей симпозиума оказался Геннадий Чиндяскин. Он сообщил, что попробует передать в объеме родовые знаки мордвы, что само по себе очень интересно. Зато сыктывкарец Владимир Рохин, напротив, высказался весьма развернуто, компенсировав тем самым отсутствие на этой встрече своего коллеги Анатолия Неверова. «Достоинство скульптуры в ее долговечности, а недостаток в том, что она молчит. Зато скульп- турное произведение становится поводом для общения», - просветил присутствующих Владимир Рохин. «К сожалению, - как отметил в продолжение этого тезиса скульптор, - применимо к столице нашей республики говорить о богатстве и разнообразии скульптуры не приходится. Памятников в Сыктывкаре нет даже там, где они прямо-таки просятся. И первое из таких мест – площадка с фонтанами перед мэрией».
Эту тему тут же подхватил Роман Бендерский, заявивший, что пока руководство страны, республики и города не поймет, что вкладывать деньги нужно в скульптуру, живопись, одним словом, в культуру, будет продолжаться духовная деградация общества, которую мы сейчас все наблюдаем. «Только культура определяет цивилизацию, и национальной идеей должна быть культура, - горячо подчеркнул председатель республикан- ского СХ. - Но пока у властей нет ни понимания, ни желания поддерживать такого рода проекты».
В продолжение темы Роман Симхович привел пример, с его точки зрения, возмутительно неразумной траты средств: «Ежегодно городская казна выделяет 12 миллионов рублей на строительство новогоднего ледового городка. Это расточительство - вкладывать деньги в то, что все равно растает и от чего не останется и следа. А сколько бы на эти деньги можно было создать и установить бронзовых и каменных скульптур, которые бы по-настоящему преобразили город!»
Здесь Роман Бендерский прав – Сыктывкар в этом плане значительно уступает многим россий- ским городам, не говоря уже о Западе. Скажем, Ханты-Мансийск украшает около ста скульптур, а у нас все установленные памятники можно пересчитать по пальцам.
Итог речам скульпторов подвела куратор проекта Ольга Орлова. «Должна быть разработана программа – и не только городская, но и республиканская, всероссийская, направленная на возрождение профессионального искусства. Ведь профессионалов осталось очень мало. Происходит повсеместное вычищение профессионального искусства и замещение его массовой низкопробной субпродукцией. Это уродует культуру, экологию, души людей, разрушаются вкус, воспитание и даже семья».
Обсудив серьезные вещи, участники встречи направились непосредственно на пленэрную площадку, где в восемь часов вечера началось театрализованное открытие симпозиума.
Работать скульпторам предстоит две с половиной недели. По мнению В.Рохина, за столь короткий срок шедевра не создашь. Но, может быть, он окажется не прав. И даже более того – может статься, что одна из работ удостоится чести быть установленной перед зданием Федерального финно-угорского центра. Правда, пока у центра нет собственного здания, но оно обязательно появится. А перед ним отлично бы смотрелась скульптура в форме древа, символизирующая единение финно-угорских народов. Такое пожелание высказала участникам пленэра директор филиала федерального учреждения культуры «Государственный Российский дом народного творчества «Финно-угорский культурный центр РФ» Светлана Белорусова. И, как знать, вдруг кто-то из скульпторов воспринял ее слова как руководство к действию?
Газета "Молодёжь Севера" (Республика Коми) от 14 августа 2008 года
Автор:
Галина Соболева