27.08.2008 12:14
Проведение традиционной августовской учительской конференции становится важным социально значимым событием в жизни республики. Именно здесь определяется степень эффективности работы всего учительского корпуса, а также намечается курс на ближайшее будущее системы образования.
Формирование гражданина новой России, безусловно, дело не только школы. В процессах ее обновления важное место занимает бережное отношение к родному языку, этнокультурное воспитание детей и подростков, которое в учебных программах именуется как этнокультурный компонент.
Думается, что успехи в инновационной деятельности школ республики, регулярно отмечаемые на федеральном уровне, не были бы возможны без активной поддержки этих процессов национально-культурными объединениями, всей общественностью.
Весной этого года по инициативе Исполкома межрегионального движения мордовского народа в школах республики был проведен мониторинг преподавания мордовских языков. Идея была одобрена Министерством образования. В течение месяца учителя, преподаватели вузов, сотрудники Поволжского центра культур финно-угорских народов, представители других общественных объединений побывали в большинстве школ, где в расписании в той или иной степени присутствуют мордовские языки.
В ходе мониторинга посещались открытые уроки с их последующим обсуждением, встречи с учительскими коллективами и родителями. На основе полученной информации было проведено совместное заседание исполкома и преподавателей родных языков (мордовских и татарского) и, конечно же, представителей Министерства образования, Поволжского центра культур финно-угорских народов.
Важность такой совместной работы заключается в том, что удалось приковать общественное мнение к школьному преподаванию мордовских языков и освоению богатств этнокультуры в целом, познакомиться с мнением учителей по качеству издаваемой учебно-методической литературы, вопросам соблюдения норм литературных языков и перспективам их развития. В отчетах приводилось много примеров творческого отношения к преподаванию родного языка. Хотелось бы озвучить и несколько пожеланий в адрес Минобразования, а также органов муниципальной власти:
- реальное наполнение понятия национальная школа;
- более тщательно подходить к модернизации сложившейся сети школ с учетом национальной специфики;
- в связи с перемещением сельского населения особый упор по введению национально-регионального компонента следует делать на школы районных центров, во многих из которых есть реальные условия для создания базовых национальных школ;
- активней использовать в работе по этнокультурному воспитанию лучшие образцы народного искусства, духовности, а также примеры выдающихся патриотов России (русских, мордвы, татар).
В целом хочу сказать, что в последние годы в республике немало сделано для роста национального самосознания и созданию межэтнического комфорта. Бесспорно, что все это достигается ростом промышленного и сельскохозяйственного потенциала республики. А это, естественно, дает возможности создания комфортных бытовых условий, в том числе и сельской местности, ну и, конечно же, поистине уникальные возможности занятия физкультурой и спортом. Неслучайно в репортажах с Пекинской олимпиады звучали восторженные слова в адрес нашей республики. Саранск, Поводимово, Напольная Тавла, Александровка звучали на многих языках мира.
Сегодня имидж республики, как никогда, высок. Этноним мордвин носит глубоко уважительный оттенок. В Мордовию едут учиться, работать, для знакомства с ее достопримечательностями из многих регионов России. Поэтому наша совместная задача через уважение к родному языку, лучшим традициям национальной культуры воспитывать у учащихся высокие жизненные цели, чувство гордости за большую и малую родину - Республику Мордовия.
Поволжский центр культур финно-угорских народов