04.06.2024 12:41
Этнограф, поэт, мастер фольклора народов Севера, хранитель традиций обских угров, кандидат наук, руководитель окружной Школы медвежьих игрищ
Тимофей Молданов рассказал в прямом эфире югорчанам о жизни, судьбе, творчестве и источниках вдохновения.
Тимофей Молданов вырос на культуре оленеводов, рыбаков и охотников, с детства любил сказки и получил прозвище «Сказки ищущий мальчик». Его бабушка была бригадиром оленеводов, она каждый вечер рассказывала сказки, а Тимофей их записывал.
«Сказки я искал, потом в школе осознанно их рассказывал, записывал на бумагу, потом на магнитофон. Это было мое хобби», — говорит Тимофей Алексеевич.
Он убежден, что в жизни ребенка обязательно должна быть сказка, потому что он неосознанно копирует сказочного героя.
«
У нашего традиционного ребенка были охотники, рыбаки, во главе угла стояла экология. Во всех сказках и в медвежьем празднике важная роль отведена экологическому воспитанию», — рассказывает поэт.
Он учился в Омске на ветеринара и начинал работать по специальности, когда познакомился с книгой Зои Соколовой о народах Западной Сибири «Путешествие в Югру», которая изменила его дальнейшую жизнь. После прочтения было принято решение поступать на истфак в Тобольске, а потом работал в Белоярском окружном архиве.
«
Потом в Ханты-Мансийске я открыл окружной архив фольклорный. Сегодня он при институте обско-угорском. Сегодня институт может гордиться, что у него очень много записей из 90-х, 80-х, 70-х, потому что мы еще брали архивы с радио и музеев. Сейчас все оцифровано, и архив вырос до депозитария», — отмечает Тимофей Молданов.
Тимофей Алексеевич работал над раскрытием истории и традиций народов Севера. Первый его сборник назывался «Земля кошачьего локотка» — расшифровк рассказов с хантыйского языка. В них рассказывается об Юильске, а не о Казыме, как многие думают. Назван он так в честь казымской богини, появляющейся в образе кошки или утки.
«
Сказки героические есть. У нас нет картин побоищ. Бьются, саблями режут – нет такого. У нас словами скажут: «Встали 300 молодых солдат» – это значит они бьются. Описаний войны, сражений нет. Этим мы отличаемся от других народов. У манси то же самое», — поясняет поэт.
Тимофей Алексеевич — руководитель окружной Школы медвежьих игрищ, ученики которой сначала изучают основы хантыйского языка в школе, а потом переходят к освоению песен. О школе знают даже за рубежом: в Финляндии, Японии. Сборники песен и монография «Сибирские ханты» изданы на японском языке. По словам Тимофея Алексеевича, игрища – это традиционные обряды, состоящие из песен, являющихся элементом культуры пещерных людей, когда в ритуальных танцах охотились на животных.
«
Эта традиция была у всех народов, где живут медведи. На сегодняшний день только у нас сохранилась в полном виде. Это комплекс обрядов по направлению души медведя на святые места и для реинкарнации муми-торум», — говорит Тимофей Молданов, в детстве которого игрища были под запретом, но традиция все равно сохранялась – обряды проводили по вечерам.
В функционировании школы Тимофей Алексеевич видит продолжение своего дела и сохранение культуры медвежьих игрищ. Сам он отвечает на вопрос о том, в чем видит цель, так:
«Конечно, вырастить певцов на медвежьем празднике. Я не хочу оказаться человеком последним, который пел. Не в том памятник, чтобы ты последний был».
Ближе познакомиться с работой и творчеством автора можно в группе «Пупи хот» в социальной сети «ВКонтакте», где Тимофей Алексеевич делится новостями и подробностями о своей деятельности.
Информационно-аналитический интернет портал "Новости Югры"