03.09.2008 09:59
Уже в первых своих фильмах Василий Шукшин завоевал симпатии зрителей всего Советского Союза, а мы, мордва, возможно, интуитивно чувствовали, что он наш. Пусть полностью обрусевший, но наш. Да и его явно финская антропология указывала на мордовские корни. Вспомним нашего финского актёра Вилле Хаапасало, больше известного у нас, чем в Финляндии: его овал лица одного порядка со знаменитым кинематографистом и писателем Василием Шукшиным. Дело всё-таки не в антропологии: нередко и среди славян встречаются монголоидные черты лица. А дело в том, что немало мордовских поклонников Шукшина искали родственные связи со знаменитым родом. Более того, "находили" и называли села в Ковылкинском и Атюрьевском районах, в которых эта фамилия не редкость. Бывали и анекдотические доказательства: уж больно талантливый Василий Макарович, и фамилия сугубо мордовская – два неотразимых "аргумента"! Конечно же, лестно иметь такого сородича, известного на весь мир и как кинематографиста, и как чудесного писателя, которого можно читать на одном дыхании, но убедительных доказательств не находили.
В прошлом году мы рассказали о селе Рыбкино Оренбургской области, жители которого являются выходцами из нашего Рыбкина и даже имеют одинаковые фамилии с нашей мордвой. И таких поселений, ставших двойниками многих мордовских сел, в Оренбургской и Самарской губерниях в начале ХIХ века было множество. Да и сам Шукшин в начале 70-х годов говорил, что его корни затерялись где-то на Волге.
И вот учёные доказывают: Василий Шукшин действительно имеет мордовские корни.
Доверил нам этот материал, опубликованный в журнале "Отечественные архивы", давний друг "Известий Мордовии" начальник Республиканской архивной службы Республики Мордовия Юрий Фролович Юшкин. Спасибо ему за это. В свою очередь Юрий Фролович дал обещание исследовать архивные документы Пензы и Тамбова с целью уточнения места проживания предков В.М.Шукшина в 17-19 вв.
Новое о предках В.М. Шукшина
В 1980-х годах алтайский краевед В.Ф. Гришаев опубликовал следующие сведения о предках русского писателя, актёра, режиссёра В.М. Шукшина, обнаруженные им в Государственном архиве Алтайского края в материалах Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г. по с. Сростки Томской губернии, ныне Алтайского края: Шукшин Павел Павлович 60 лет переселился в Сростки из Самарской губернии в 1867 г.; у него сын Леонтий 35 лет, внук Макар четырех лет – будущий отец В.М. Шукшина. Попов Сергей Федорович 40 лет переселился из Самарской губернии в 1897 г.; у него дочь Мария шести лет – будущая мать Василия Макаровича.
Там же сообщалось, что точный самарский адрес Шукшиных неизвестен – в архиве документы не найдены. По словам их родственника С.Ф. Попова, он приехал в Сростки из с.Толокаевка Бузулукского уезда Самарской губернии; предполагалось, что из тех же мест прибыли в Сростки и Шукшины. Автор публикаций указал, что фамилия Шукшин мордовского происхождения, а С.Ф. Попов, по словам ее дочери, мордвин. Вот все, что было известно о предках В.М. Шукшина.
Профессор Самарского государственного экономического университета А.И.Носков в 2006 году в Государственном архиве Самарской области (ГАСО) исследовал материалы 9-й и 10-й народных переписей (ревизий) соответственно за 1850 и 1858 гг. по казенным крестьянам Пронькинской волости Бузулукского уезда Самарской (до 1851 г. Оренбургской) губернии. В ревизских сказках по с. Толокаевка выявлены имена предков Василия Макаровича как по отцовской линии (Шукшины), так и по материнской (Поповы). В документах значится, что главой семьи Шукшиных (кстати, единственной в селе) является государственный крестьянин Павел Федоров (1814 или 1815 г.); его жена Татьяна Семеновна; у них четыре сына (среди которых будущий прадед Василия Макаровича Павел Федорович, 1854 г.) и дочь. Главой семьи Поповых в ревизских сказках указан государственный крестьянин Семен Елисеев (1808 или 1809 г.) его жена Акулина Никитина; их дети – четыре сына, в том числе будущий прадед писателя Федор (1845 г.) и две дочери.
53-летний П.Ф. Шукшин был главой большой семьи, переселившийся в 1867 году из Бузулукского уезда Самарской губернии в Бийский уезд Томской губернии. К нему, его жене и детям относятся восторженные слова Василия Макаровича: "Завидую моим далеким предкам, их упорству, силе огромной…Представляю, с каким трудом проделали они этот путь – с севера Руси, с Волги, с Дона – на Алтай… Склоняюсь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, которое только удалось сберечь у сердца".
По ревизским сказкам 1850 года установлено, что предки Шукшина проживали в селе и во время восьмой ревизии 1834 года.
Согласно хранящимся в ГАСО документам, с. Толокаевка (расположено на одноименной речке, впадающей в р. Малый Уран, правый приток р. Самара) первоначально заселяли ясашные крестьяне, отнесенные позднее к государственным. В дореволюционное время свыше 95 % ее жителей составляли представители православной мордвы-мокши. В 1849 году в селе была построена холодная деревянная на каменном фундаменте Христорождественская церковь, до наших дней не сохранившаяся. В советские годы здесь находился сельсовет, село было центром колхоза "Новая жизнь". Мордва постепенно обрусела, и ныне в Толокаевке преобладает русское население. Сегодня село входит в Сорочинский район Оренбургской области. Мордва-мокша не относится к аборигенам Самарской губернии, ее представители переселились сюда из других губерний, в основном из Пензенской и Тамбовской. Откуда перебрались в Толокаевку предки Василия Макаровича, еще предстоит выяснить.
Таким образом, по документам ГАСО удалось впервые назвать имена предков Василия Макаровича, живших в первой половине Х1Х в., указать их социальное положение, национальность, предположить, что в первой трети Х1Х в. в Бузулукский уезд они переселились из других мест.
Самарские находки позволили составить шестиколенное родословие В.М. Шукшина.
Газета "Известия Мордовии" (Республика Мордовия) № 133, от 3 сентября 2008 года
Автор:
Иван Бородачев