22.11.2024 12:27
В работах йошкар-олинского художника, лауреата Государственной премии Марий Эл Геннадия Петухова гармонично уживаются увлечение буддизмом и активный интерес к своим национальным корням.
Полотно для него - это макрокосмос, где каждой части отведено свое особое место. О том, как живет, чем вдохновляется и где выставляется один из самых талантливых художников республики, читаем в интервью «МП».
Геннадий, как и когда вы решили стать художником? С чего все началось?
- В детстве мне очень нравилось рисовать. Писал все подряд - натюрморты, пейзажи, портреты. Любил ходить в наш музей и часами рассматривал картины, там меня и приметил известный йошкар-олинский живописец и скульптор Владимир Манасьевич Козьмин, который привел меня в художественную школу. Позже я закончил Йошкар-Олинское художественное училище и Суриковский институт в Москве.
В каком стиле вы работаете?
- Во время учебы в училище у меня, видимо под влиянием окружающей среды, выработался свой собственный стиль. Такой метод письма называется аналитическим искусством, основоположником которого является известный русский художник Павел Филонов. Однако с творчеством этого мастера я познакомился позже, в более зрелые годы, поэтому можно сказать, что мой стиль выработался сам.
Как появляются идеи для создания картин?
- Как правило, я черпаю вдохновение в нашей традиционной марийской культуре и личных переживаниях. Некоторые идеи могут появляться внезапно, как гром среди ясного неба, а некоторые приходится искать, создавать новые формы. Непросто взять от головы тот или иной предмет, символ, одежду или атрибут, поэтому приходится изучать литературу, картины, фотографии - собирать материал. Ведь каждый символ что-то означает, несет в себе определенную информацию и ошибиться тут нельзя.
К примеру, когда я писал картину «Будда», приходилось довольно долго просиживать в библиотеке, изучать буддийскую культуру, символы и знаки. А вообще сейчас практически всю необходимую информацию можно найти в интернете.
Что вас вдохновляло при работе над картиной «Утка», которая была удостоена Государственной премии Марий Эл?
- При работе над картиной меня вдохновляла финно-угорская культура, мифы и легенды народа мари. Я хотел как можно подробнее показать связь нашего народа с глубокой историей и традициями. В марийской мифологии утка считается прародительницей мира и занимает особое место в марийской культуре. Утка - посредник между тремя мирами. Издревле она была почитаема как божественная птица-прародительница и спасительница. Неслучайно на картине контур праматери-утки словно растворяется в пространстве и одновременно вбирает в себя весь окружающий мир. Основная идея произведения - в единстве всего сущего, в неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
Расскажите про ваше творческое кредо. Что вы хотите сказать своими работами?
- В своих картинах я, прежде всего, хочу показать удивительный и интереснейший мир народных культур, их мифов и легенд, а также восхищение внутренним миром человека, его переживания и гармонию. Для меня, как для каждого художника, важно самовыразиться и остаться самим собой. При этом очень важно постоянно искать что-то новое и не утонуть в многообразии стилей и направлений.
Что рисуете сейчас? Какие планы на будущее?
- На данный момент я работаю над триптихом, посвященным марийскому народу. А планы на будущее – воплотить все мои идеи в жизнь. И реализовать все творческие задумки, которых у меня не мало. Кстати, в начале ноября одна из моих новых картин - "Вавилонская башня" - будет представлена на ежегодной отчетной выставке марийского отделения Союза художников России «Край марийский».
Где вы выставляетесь? Были ли выставки в Марий Эл, по России, за рубежом?
- Моя первая выставка была в 1996 году в Москве в Центральном доме художника. Позже выставлялся в Марий Эл, участвовал на всероссийских и международных симпозиумах. Мои работы висят в художественных галереях и частных коллекциях в России и за рубежом: в Италии, Болгарии, Франции. В Казахстане и Египте выпущены сборники и каталоги с репродукциями моих картин. Были приглашения из Сербии и Саудовской Аравии с целью создания выставок, но пока столь крупные международные проекты для меня затруднительны.
Скажите, что нужно настоящему художнику для счастья?
- Живописец счастлив тем, что может творить и желает лишь одного - чтобы вдохновение его не покидало и ничто не отвлекало от поставленных задач. Я лишь могу сказать судьбе спасибо за то, что нашел себя в своей профессии и смог реализоваться как художник.
Кстати, Геннадий Петухов родился в Йошкар-Оле, окончил художественное училище и МГАХИ им. В.И. Сурикова, работал декоратором в Национальном театре им. М. Шкетана.
Участник выставок: молодых московских художников, «Край марийский», «Большая Волга». Его работы висят в художественных галереях и частных коллекциях в России и за рубежом. Основные произведения: триптих «Посвящение В. Цою (1992), «Встреча» (199), «Пенелопа» (1994), «Вечер» (1997), «Портрет неизвестного (2000), «Любовь» (2011), «Свадьба (2015), «Утка» (2016), «Будда» (2015), триптих «Пеледыш пайрем» (2017).
Художник участвовал в международных, всероссийских, региональных, республиканских и городских выставках и арт-проектах, его работы хранятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.