18.09.2008 16:43
Древнее финно-угорское божество Зарни Ань уже несколько веков остаётся загадочным и непостижимым. Этому идолу поклонялись народы, жившие по обе стороны Уральских гор, а сейчас лик Зарни Ань сияет на гербе Республики Коми. Но откуда появился в Уральском регионе золотой идол, как он выглядел и почему мигрировал на Восток, что писали о нём авторы минувших эпох, - об этом мы рассказали в прошлом номере. Поиски Золотой Бабы велись представителями многих поколений. Казалось бы, за четыре сотни лет затея должна была себя полностью дискредитировать, но этого не произошло. До сих пор время от времени появляются "совершенно достоверные сведения" очевидцев, точно знающих, где хранится Золотая Баба. Её по-прежнему продолжают искать. И всегда эти поиски сопровождались мистическими событиями.
Клады ГУЛАГа
Оказалось, что тайну нахождения древнего идола вполне могли хранить еще до 1930-х годов в коми селе Помоздино. На неожиданную взаимосвязь этого села с Золотой Бабой указал автор вышедшей недавно книги "Клады ГУЛАГа" Альберт Мартыненко. Его книга написана на основе дневников и заметок врача Александра Афанасьевича, которого политические репрессии сталинской эпохи привели в лазареты советских лагерей. Он прошел Соловки, Воркуту, Норильск... В этих местах пациенты попадали на больничную койку чаще всего в безнадежном состоянии и, умирая, делились с доктором самым сокровенным и тайным. Так Александр Афанасьевич невольно узнал места захоронения семидесяти пяти кладов на территории бывшего Советского Союза. В том числе он услышал и про тайну Золотой Бабы. Свои записи Александр Афанасьевич завещал врачу и кинорежиссеру Альберту Мартыненко. Тот и написал эту книгу.
Впервые о Золотой Бабе Александр Афанасьевич услышал в Соловецком лагере особого назначения в 1928 году от одного заключенного, профессора Петербургского университета, археолога и знатока Севера. Как тот рассказал, в одном месте на территории Коми края находилось основное капище всех северных народов. Главный идол был сделан из чистого золота и назывался Зарни Ань. Идол этот был литой и очень тяжелый. Когда коми народ начал принимать христианство, то самые уважаемые коми шаманы собрались на совет и затем спрятали золотую богиню, а чтобы место не потерялось, решено было, что хранителями тайны станут сразу десять шаманских родов. Они должны были передавать тайну из поколения в поколение. Шли столетия. Золотую богиню время от времени посещали главные шаманы, и сведения о ней передавались в народе, становясь источником вдохновения. При советской власти почти все шаманы были арестованы и расстреляны, дома их разрушены, а семьи рассеяны. Нарушенная преемственность веры привела к тому, что судьба золотой богини стала легендой.
В 1930-40-е годы, находясь в лагерях на территории Коми края, Александр Афанасьевич много раз слышал о Зарни Ань от местных старожилов, но никто не мог точно сказать, где она спрятана. Однажды, вскоре после войны, Александр Афанасьевич оказался в одной из лагерных больниц Свердловска. К нему доставили умиравшего от тяжелого воспаления легких мальчика, которого беспокоила только одна мысль: он, сын шамана, владеет тайной местонахождения Зарни Ань и дал клятву отцу обязательно передать эту тайну своему сыну, а вот теперь он умирает, и место, где хранится древний идол, будет утеряно навеки.
Чтобы утешить пациента, Александр Афанасьевич пообещал передать эту тайну кому-нибудь достойному. Мальчик сказал, что на свободе у него остались только младшие братья и сестры. И тайну нужно попытаться передать им. Он назвал имена родных и сказал, что его самого зовут Михаил Игнатов. И что сам он и вся его родня родом из села Помоздино.
После этого Михаил рассказал про место, где хранится идол. Но проблема была в том, что большая часть рассказа шла на коми языке, а вся система координат была основана на терминах народной астрономии. Александр Афанасьевич кивал головой, но толком ни понять, ни запомнить ничего не смог. К тому же его поминутно отвлекали другие больные. Доктор решил продолжить разговор с Михаилом Игнатовым на следующий день, но его самого перевели в другую больницу. Александр Афанасьевич потерял след мальчика... Шансов на жизнь у того почти не оставалось.
Автор книги, разбирая записки врача, долго ломал голову, стараясь что-либо понять в народной коми астрономии и мерах длины. Следы ведут на Полярный Урал - это все, что он смог определить.
Как нам удалось установить, в селе Помоздино среди репрессированных был и некий Михаил Игнатов. Впрочем, фамилия эта в районе распространенная. Если принять описанный случай за быль (а почему бы и нет?), то нужно найти в Помоздино родственников репрессированного Михаила Игнатова. Возможно, что он как-то все-таки передал им тайну веков. Но, с другой стороны, они все равно не раскроют ее непосвященным, тем, кто ищет Зарни Ань ради славы или наживы.
По пути Ермака
Знаменитого идола пытались разыскать еще новгородские ушкуйники, которые во время своих походов на Югру грабили языческие святилища. Интересовались Золотой Бабой и казаки Ермака. Они впервые узнали о золотом идоле от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде одного из татарских городищ. Чуваш, попавший в Сибирь как татарский пленник, немного говорил по-русски, и с его слов Ермак узнал о том, что в осажденном им урочище остяки молятся «богу золотому литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше». Однако казаки, взяв приступом городок, не смогли найти драгоценного идола. Вторично казаки услышали о нем, когда попали в Белогорье на Оби, где располагалось самое почитаемое остяками капище. Здесь же находилась тогда главная святыня угорских народов, однако ермаковцам не довелось ее увидеть. При их приближении жители спрятали «болвана», как и всю сокровищницу. Казаки расспрашивали остяков о Золотой Бабе и выяснили, что здесь, в Белогорье, «у них молбище болшее богине древней - нага с сыном на стуле селящая». Сюда, в Белогорское святилище, принесли и положили к ногам Золотой Бабы снятую с погибшего Ермака кольчугу - подарок царя, по преданию, ставший причиной его гибели. После прихода Ермака священного кумира тщательно скрыли в неведомых тайниках. В качестве последнего пристанища Золотой Бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана на полуострове Таймыр.
Во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооруженных всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно. В советское время тайна Золотой Бабы интересовала чекистов. В частности, в 1933 году компетентные органы получили информацию, что ее скрывают ханты, проживающие по правому притоку Нижней Оби - реке Казым. К тайному капищу была отправлена оперативная группа, но охотники убили чекистов, после чего карательный отряд перестрелял почти всех местных мужчин, а у оставшихся отобрал ружья. Святилище разорили, однако идол так и не был обнаружен.
В 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую Бабу, была найдена в одном из лабазов близ поселка Юильск. Председатель местного колхоза распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Считается, что в юильском лабазе действительно хранилось золотое изваяние богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надежном месте на островке среди болот. Там и покоилась Золотая Баба. А потом, якобы после постройки на Оби гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой.
Литература и кино
Золотая Баба много раз вдохновляла писателей, художников и режиссеров. Так, интересные сведения были собраны мансийским писателем Юваном Шесталовым. В повести «Тайна Сорни-Най» он пишет, что в 1936 году манси Даниил Сургучев предложил приемщику рыбы Антону Кадулину заглянуть в «шаманский амбарчик». Он сказал, что старики привезли самого главного сильного «золотого идола» - Сорни-Най («Золотая героиня» - так по-мансийски называется Золотая Баба). Но старик ошибся. В амбарчике оказались только подарки Золотой Бабе. Даниил рассказал Антону о шаманах - жрецах Золотой Бабы. Тот заинтересовался и стал расспрашивать однофамильца Даниила - Григория Сургучева. Люди говорили, что он один из главных хранителей Золотой Бабы. Но Григорий твердо сказал, что божество спрятано на острове среди гиблых топей, и никому не отыскать туда дороги. Старики Сургучевы скончались, и вместе с ними, казалось, ушла тайна безвестного островка, где зарыта Золотая Баба. Но на Конде нашелся школьник Алексей Сургучев, который написал письмо в редакцию «Комсомольской правды» и сообщил, что его отец видел древнюю статую как раз там, куда указывали дорожники, Сибирская летопись, «Описание о народе остяцком» Григория Новицкого. То, что видел отец Алексея, - это огромная статуя, изображающая женщину, видимо, каменная, что само по себе удивительно - кругом на тысячи километров нет таких скульптур. Она ли называлась Золотой Бабой, или где-то рядом была спрятана настоящая золотая статуя - неизвестно, так как пока никому из ученых не удалось побывать в этих местах, которые почти недоступны: летом из-за дикой тайги и болот, зимой же надо идти на лыжах по бездорожью...
Чтобы найти Золотую Бабу, странствуют и герои книги Василия Дворцова «Terra Обдория». Это приключения молодых людей, путешествующих по Сибири в поисках языческого идола, их невольное участие в шаманском обряде, охота на гигантскую щуку, война с колдуньей и прочее. В сюжет, как и у Шесталова, вставлены обширные главы, посвященные археологии, истории, этнографии и экологии Западной Сибири, что делает книгу не только увлекательным, но и познавательным чтением.
Почти одновременно с повестью Ювана Шесталова в 1986 году появился фильм Виктора Кобзеева «Золотая Баба». Сюжет фильма рассказывает о поисках древнего идола. Помещик Коврин мечтает завладеть статуей Золотой Бабы, которая, согласно преданию, приносит счастье и благополучие. Коврин посылает на поиски статуи крепостного Ивана. В награду, если тот добудет реликвию, помещик обещает парню вольную. Ивану нужна свобода, потому что он хочет жениться на красавице Анюте, а отец девушки не соглашается выдавать дочь за крепостного. Хотя идола Иван не нашел, но он получил свободу и любимую Анюту, найдя магнитный камень.
В 2003 году появился еще один фильм, основанный на истории Золотой Бабы. Режиссер Игорь Шавлак рассказал о ней в сериале «Сокровища мертвых». Сюжет фильма таков. В тридцатых годах в глухой сибирской тайге экспедицией под руководством профессора Звягинцева была обнаружена пещера с золотой статуэткой - культовым идолом местных племен. Об этом узнает молодой ученый Эдуард Цареградский, который решает во что бы то ни стало разгадать тайну Золотой Бабы.
«Космопоиск» ищет
Вот что рассказал «МС» руководитель Российского общественного научно-исследовательского объединения «Космопоиск» Вадим Чернобров: «Золотая Баба - это одновременно и загадочное место, и чудодейственная статуя. Здесь, согласно легендам, находятся сокровенные знания древних цивилизаций. В 1987 году активисты «Космопоиска» предприняли первую попытку проверить несколько версий местонахождения реликвии в Тюменской области. Увы, уже тогда стариков, которые могли бы рассказать древние легенды о Золотой Бабе, найти не удалось. В сентябре 1999 года исследователи «Космопоиска», оказавшись возле Золотых ворот в отдаленной тайге на самом севере Свердловской области, вспомнили о знаменитой «тезке» этого места. В несколько вертикальных ходов пещеры мне и другим удалось спуститься. Однако детально обследовать подземелья Золотых ворот помешали внезапно начавшийся многодневный ливень и наводнение. Летом 2003 года одна из наших самодеятельных групп потратила на поиски много времени. Но информации о результатах нет. Весной 2008 года в Екатеринбурге было объявлено о будущем старте экспедиции на Полярный Урал, в ходе которой будут вестись поиски Золотой Бабы. Золотая Баба все больше и больше обрастает слухами и легендами, занимая свое место в одном ряду с легендами об Атлантиде и Гиперборее, а скорее - как некая часть глобальной легенды о «золотом периоде» человеческой истории.
Газета "Молодёжь Севера" (Республика Коми) от 18 сентября 2008 года
Автор:
Артур Артеев