17.10.2008 10:56
На стенах висят картины, которые словно светятся изнутри – так подобраны краски: солнечные блики желтого и красного уютно теплятся на земляном зеленом.
Расписные берестяные туески лежат рядом с искусно сплетенными поясами-оберегами ручной работы. А у входа стоит, широко раскинув руки, трехметровый шаман. Кажется, он с удовольствием приветствует делегацию художников и мастеров прикладного искусства из Ненецкого автономного округа в окружном Доме ремесел ЯНАО.
Мастера буквально «прирастают» к стеклянным витринам. Устав «вариться в собственном соку», они рады глотнуть свежего воздуха чужого и, вместе с тем, такого близкого мастерства. Настоящий художник никогда не перестает учиться – ведь почившему на лаврах некуда расти.
Шаман, стоящий у самого входа – уникальное произведение международного искусства, воплощенное вдохновение двадцати художников. Сотрудники Дома ремесел рассказывают:
– Это результат канадско-российского проекта. В марте этого года мы обменивались мастерами: художники из Ямала ездили в Канаду учиться, и наоборот. А потом мы предложили канадцам сделать фигуру в форме чума, потому что для северных народов чум – это и внут-ренний мир, и наружный мир, и тяга к космосу. Больше двадцати видов декоративного искусства представлено в этой работе. Все работали вместе. Не было детали, которую делал бы только один мастер. Например, птица наверху, которая символизирует верхний мир. Ее создали два мастера, причем канадский мастер брал разрешение у своего племени сделать голову ворона, потому что это тотемная птица, и просто так ее делать нельзя. Маска – лицо шамана – символизирует землю. Канадский художник, который смастерил эту маску, очень давно мечтал приехать к нам на Ямал и посмотреть лица. Он давно занимается изготовлением масок и, наконец, приехал к нам, увидел красивые северные лица, и образ того, что увидел, попытался передать в своей работе. И так сделана каждая деталь: нет персоналий, все – единая работа.
Мастера рассказывают, что в самом начале работы серьезно мешал языковой барь-ер. Общаться в мастерских двадцати мастерам помогали три переводчика. Но совместное творчество свершило чудо: к концу работы переводчики занимались своими делами, а мастера свободно общались друг с другом, так и не выучив ни одного иностранного слова. Удивительно, но все друг друга прекрасно понимали!
Современное декоративно-прикладное искусство – синтез техник, имеющих тысячелетнюю историю, и совершенно новых. Одна канадская художница научила ямальцев создавать авторскую бумагу, а они, в свою очередь, провели мастер-класс по созданию такой бумаги и бумажной пластике для гостей из нашего округа. Наши мастера, едва поняв процесс изготовления, начали буквально фонтанировать новыми идеями!
Кроме обмена знаниями о мастерстве, ямальские мастера в Канаде учились маркетингу. Услышав об этом, наши художники сочувственно закивали головами: проблема сбыта своих уникальных изделий им тоже не в новинку. Оказывается, с кондачка ее не решить, нужно обладать специальными знаниями. Время сейчас такое: искусство – искусством, но одной духовной пищей сыт не будешь.
Вообще, с реализацией изделий мастеров в нашем округе складывается парадоксальная ситуация: есть люди, которые их изготавливают, есть люди, которые с удовольствием бы приобрели их, а рынка сбыта – нет! Об этом мы много говорили с другими членами делегации, когда в каждой сувенирной лавке оставляли по несколько сотен (а кто-то – и тысяч!) рублей. Остается надеяться, что и у нас со временем национальные сувениры можно будет купить по приемлемым ценам в торговых точках города, а заполярные красавицы будут украшать себя не китайским ядовитым ширпотребом, а изделями наших мастеров, каждое из которых – произведение искусства.
Газета "Няръяна вындер" (Ненецкий автономный округ) от 16 октября 2008 года
Автор:
Инга Артеева