02.12.2008 14:39
В удмуртской молодёжной среде произошла настоящая креативная революция. Это то, чего не было и чего так ждали. Мы десятилетиями пытались пробудить национальное самосознание своих юных соплеменников, привить им любовь к родному языку, но никогда не задумывались, интересно ли это самой молодёжи? К фольклору приобщалась лишь малая часть, язык «забывался» уже на первом курсе института… К счастью, есть среди нас редкие оригинальные люди, обладающие «культурной интуицией». Это - Павел Поздеев, руководитель группы «Юмшан Промо», появившийся в Ижевске лишь два года назад.
- Павел, давай объясним, что такое группа «Юмшан Промо»? Мне кажется, вы выбрали себе достаточно удачное название - по крайней мере, оно не избитое, интригующее.
- Согласен. За это - благодарность Надежде Уткиной. Это она предложила такое название. Юмшан - значит гулянье. Но в широком смысле этого слова: народные гулянья, молодёжные гулянья из одного пространства в другое, по разным культурам и временам… Оно полностью отражает идеологию нашего проекта - сохраняя свою самобытность, развивайся, открывай для себя новое, модное, избавься от комплексов и будь открыт миру, общайся, представляй другим свой особенный мир, располагай к себе, удивляй…
Наша группа небольшая: это мои единомышленники Саша Егоров и Алёна Петрова (она же - диджей Darali). В основном мы втроём разрабатываем наши проекты - модные тусовки, если хотите. Поначалу нас воспринимали как сумасшедших, идеи казались нереальными, но я абсолютно не нервничал, была какая-то здоровая интуиция, что это просто необходимо. Ну не зря же мне в голову эти идеи лезли, значит их надо осуществлять! К счастью, я встретил людей, которые меня не просто поняли, но ещё и помогли финансами. В первую очередь это - Министерство национальной политики Удмуртской Республики.
- Но YumshanПромо стартовал не просто модной вечеринкой в клубе, а большим Всероссийским фестивалем «Новая песня древней земли». Этот проект стал возможным благодаря гранту «Культура России». Фестиваль стал большим культурным событием не только для Удмуртии.
- Да, нам удалось взбудоражить пространство. До этого ничего подобного не было. В Ижевск съезжались современные этноколлективы, пели, общались и - всё. Со временем ничего нового не появлялось, к самой удмуртской культуре фестиваль, в общем-то, прямого отношения не имел, а потому и не способствовал её развитию. Это нас сильно насторожило и я задумался: а может не нужно гнаться за глобальным? Может быть, вместо того, чтобы одним масштабным мероприятием пытаться шокировать «весь мир», лучше чаще доставлять удовольствие для своих? Напоминать им постоянно о себе, об их самих, думать не об участии в большом фестивале в каком-то там году, а о сегодняшнем самочувствии.
До этого я был знаком с этнофутуристами. Ребята - молодцы. Но, как я понимаю, они живут прошлым и будущим. А где сегодня? В основном наши проблемы, наши неудачи, недовольство жизнью происходят именно оттого, что мы не можем жить в этой реальности. Я считаю, что надо знать и уважать прошлое, строить перспективы на будущее, но не сидеть, ожидая завтрашнего дня, а действовать, жить по-настоящему в настоящее время. Поэтому мы предложили разбить фестивальный проект на несколько этапов, акций. Так, к примеру, провели шоу-концерт «Оскем потэ» («Хочется верить»). На удмуртский переводятся мировые и российские хиты. Своего рода это - внедрение удмуртского в мировую культуру. Проект, мне кажется, сработал. Наши бурановские бабушки (фольклорный ансамбль бабушек деревни Бураново Малопургинского района), исполняющие песни Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, стали звёздами российского масштаба - местных политиков не увидишь так часто на экранах центрального телевидения. Далее были: «Новый размер удмуртской песни», акция «Всё реально!». Популярная в молодёжной среде российская игра «Дозор» также получила удмуртское содержание.
В конце сентября открыли сезон удмуртских тусовок Jenelik party в клубе «Авиатор». Мы давно хотели предоставить удмуртской молодежи качественный культурный досуг и, кажется, наконец-то пришли к этому.
- Тусовки в модных клубах - досуг не дешёвый. Способна ли наша молодёжь позволить себе такой отдых? И ещё: в клубной культуре свои законы, как с этим?
- Да, «Авиатор» - один из популярных клубов города Ижевска, и поэтому я изначально несколько волновался - заявишь о тусовке, а вдруг никто не придёт. Поэтому мы начинали эти вечеринки с дотации Миннаца и при поддержке директора клуба Антона Янцена. Очень скоро такие мероприятия стали прибыльными, несмотря на то, что мы тусуемся не в выходные дни, народу - не протолкнуться. Собирается по 300-350 человек, скоро мы в «Авиаторе» просто не уместимся. Теперь нам дотации не нужны, мероприятия приносят реальный доход, несмотря на то, что вход в клуб стоит всего 100 рублей. Но с Нового года, скорее всего, придётся платить два раза больше. Разумеется, это расстроит студентов, но если уж на то пошло, можно сэкономить на пиве. Это я - по второй части вашего вопроса. С этим действительно большие проблемы - наша молодёжь не знает, как вести себя на подобных тусовках: они приходят в модный «Авиатор» и превращают его… в деревенский клуб.
- Вас смущает, что на ваших тусовках говорят по-удмуртски?
- Меня сильно смущает, что ребята злоупотребляют спиртным. В хороших клубах это не принято, гажано эшъёс. Также немного смущает поведение. Допустим, у нас почему-то считается, что отдыхающий может руководить диджеем, подходить, заказывать музыку. Такая манера была лет двадцать назад, а теперь у нас диджеи - профессионалы, они не просто «что-то» ставят, у них своя программа, своё видение мероприятия, как правило, это музыкально образованные люди. Да, меня смущает, когда им мешают. Хотя я всё прекрасно понимаю - наша молодёжь растёт в деревне, и в той среде они не имели возможности приобщаться к городской культуре, но это не главное.
- А что главное? В чём проявляется удмуртскость ваших тусовок?
- Именно в том, что здесь собираются не ради того, чтобы послушать музыку, а пообщаться по-удмуртски, пообщаться об удмуртском, обсуждать какие-то общие темы. Сюда приходят только те, кому это интересно. Люди знакомятся, отдыхают, влюбляются. Поначалу я думал, что здесь будет звучать только удмуртская музыка, но уже после первой дискотеки убедился, что это не совсем правильно. Потребитель должен получать всё, поэтому наравне с любимым Дмитрием Загребиным и Светланой Ручкиной звучат популярные русские и западные хиты.
- Павел, ваши проекты ещё примечательны тем, что они охватывают людей разного возраста и социального статуса. На одной тусовке можно встретить 16-летних девчонок и мальчишек и 70-летних бабушек, студентов и vip-персон… Тем не менее, нет ощущения, что ты «не в своей деревне»…
- Специально над этим не задумывался, но мне, кажется, это здорово - значит, у нас есть понимание среди людей разных поколений. Мы приглашаем на наши мероприятия известных российских и зарубежных исполнителей, диджеев и они тоже отмечают это исключительное явление. В нашей тусовке могут исполнять рок на удмуртском деревенские бабушки и это лишь добавляет экзотики. Все гармонично, в общем.
- Ваши проекты не ограничиваются лишь клубными мероприятиями, они выходят и на стадионы.
- Да, мы стараемся жить в ногу со временем. Летом во время чемпионата мира по футболу никто не оставался равнодушным. Я подумал - раз тема футбола настолько актуальна, почему бы её не использовать? Предложил провести Всеудмуртский футбольный матч, но это должен был быть не просто спортивный турнир, а содержательный удмуртский проект. И мы решили организовать команды южных и северных удмуртов: «Бен» и «Бон» (так по-разному произносится утвердительная частица в южном и северном диалектах). Затем провели Всеудмуртский чемпионат по боулингу. Считаю, что это не просто культурное, спортивное, какое хотите, времяпровождение, а создание новых контактных площадок. Чем их больше, тем лучше. Невозможно решать вопросы лишь в кабинетах. Зачастую именно на неформальных встречах свершаются великие дела.
- Какие новые проекты готовит YumshanПромо в ближайшее время?
- В самое ближайшее - интеллектуальный турнир «Мадиськон љыт» (игра в формате «Что? Где? Когда?). Сейчас формируются команды эрудитов, приглашаю всех, а само состязание состоится 6 декабря. Заходите на сайт Юмшан Промо, найдёте всю информацию.
- Павел, считаете ли вы, что удмурты когда-либо будут чувствовать себя уютно в свом городе, помогут ли все ваши и другие проекты реально что-то изменить? Что нужно, чтобы мы чувствовали себя самодостаточными? Только деньги?
- Деньги необходимы, когда есть идеи. На сегодняшний день мы очень ленивы в плане идей: где-то есть факультативы, курсы удмуртского языка, проводятся большие и маленькие мероприятия - замечательно, но недостаточно. Работают у нас 10-15 удмуртских сайтов, надо - 100! У нас уже достаточно давно сформировался потребитель на удмуртскую культуру, а предложений - почти нет. Нужен целый «супермаркет» с огромным выбором. Сегодня же на его полках есть фольклор, удмуртская музыка, учебники удмуртского языка, литература, пресса. А остальные полки либо очень бедны, либо вовсе пусты. И пока мы не заполним их, удмуртский потребитель так и будет «недоедать». А производить продукт мы должны прежде всего сами. Кто, как не мы, поймет, что нам необходимо?
На счет комфорта могу сказать, что не нужно ничего придумывать. Есть правило «золотого сечения». Не середины, а именно сечения, его не надо путать с 50х50. Это может быть соотношение 70х30, 62х38 и другое. К примеру, в нашей республике проживает 60 процентов русского населения, 40 - удмуртского и других этносов. Будь это соотношение поровну, и не было бы в нашей маленькой Удмуртии межэтнического мира и покоя. К сожалению, большинство, считая себя представителями элитной национальности, зачастую не считается с меньшинством, и если бы мы получали хотя бы те 30 процентов (по численности) преимущества или равноправия, то чувствовали бы себя вполне уютно. Наверное, нас должно быть больше. Больше - я не имею ввиду только численность населения, больше - значит лучше, увереннее, активнее.
У нас очень большой потенциал: в городе уже выросло не одно поколение удмуртов, и они преуспевающие люди. В ближайшее время ситуация, может быть, и не изменится кардинально, но то, что удмуртский язык будет жить и развиваться - однозначно. Люди поняли, что быть собой - это, в конце концов, модно!
Павел Поздеев, режиссёр
Родился в селе Дебёсы в 1974 году
Образование: высшее, Академия культуры, Челябинск
Место работы: телерадиокомпания «Моя Удмуртия», г. Ижевск
Автор:
Зинаида Рябинина, Удмуртская Республика