12.12.2008 11:07
Наступил самый тёмный месяц года. В ненецком эпосе так говорится об этом тревожном времени:
"Большая ночь опустилась на землю, только на короткий миг богу света НУМУ удаётся отвоевать свет для людей. НГА - хозяин подземного мира объявляет себя властелином Земли. Луна - его солнце, ночь - его день, звезды - его глаза, тишина ночи - его немая песня. В МЕСЯЦ БОЛЬШОЙ ТЕМНОТЫ, люди, держитесь вместе, помогайте друг другу! Прекратите все распри свои в месяц Большой темноты".
Декабрь - это время, когда оленеводы должны закончить ямдание и обосноваться на зимних пастбищах. Это время разгара забойной кампании по всем ненецким тундрам. В течение трёх следующих месяцев стадам уготована спокойная и сытая жизнь, так как на зимних пастбищах среди деревьев и кустарников снег рыхлый, и олени без труда добывают ягель-нядэй.
Олени нагуливают жир, и оленеводы могут немного передохнуть после напряжённой работы. В этот период ненцы ездят в гости к соседям, наведываются в ближние населённые пункты.
Долгими вечерами у горящего очага хозяева чума рассказывают друг другу длинные ненецкие легенды и сказания о белом медведе - СЭР'' ВАРКЕ, который самодийские народы считают священным символом декабря.
"В месяц большого мрака хозяин подземного царства НГА стирает священную грань между землёй и небом. Люди, окруженные мраком полярной ночи, не раз перешагивали невидимую грань между небом и землей и терялись, так и не найдя дороги назад. Посмотрите вверх: над вашими головами столько звезд, что сосчитать их не хватит человеческой жизни, да что там одной жизни, жизней детей ваших и внуков не хватит, чтобы пересчитать все НУМГЫ'' на небе. Подумайте, откуда взялись эти звезды? Старые люди говорят, что все звезды когда-то были людьми. По неосторожности своей перешагнули они через священную грань и заблудились там во мраке полярной ночи навсегда. Так было много сотен лет подряд, пока НУМ' не сжалился над людьми и не поставил на границе между небом и землей своего часового - белого медведя. Всю долгую полярную ночь, пока первые лучи солнца не пробьют ее черное покрывало, СЭР'' ВАРК будет оберегать нас с вами от потерь. И только весной, когда день становится белым, как шкура белого медведя, СЭР''ВАРК покидает свой пост, ведь люди при свете дня уже четко различают черту священной грани и, значит, не заблудятся".
Говорят, что белый медведь нутром своим чувствует зло, поэтому часто он покидает свои ледовые пространства и переселяется ближе к человеческому жилью. Раньше подобное случалось очень редко. Ненцы говорили: человеку - чум, медведю - льдина. Сейчас же по вине человека "снежная гора", так в переводе с эскимосского звучит название хозяина полярных льдов, начинает облюбовывать "человеческое жильё": причиной тому голод и экологические проблемы. Например, из-за слабого ледового наста и быстрого таяния арктических торосов в районах Амдермы, Кары или Вайгача, СЭР'' ВАРК не успевает уйти дальше к полюсу и вынужден бродить вдоль прибрежной полосы в поисках снега и пищи. И в таких ситуациях человеку впору взять белого медведя под свою защиту. Как говорится, в месяц Большой темноты даже Великому Нуму сверху не все видно бывает.
Газета "Няръяна вындер" (Ненецкий автономный округ) от 11 декабря 2008 года
Автор:
Ирина Ханзерова