15.12.2008 08:37
Кнайп-клуб «Book-вари» впервые выступил площадкой для обрядов. К нам приехала екатеринбургская группа H-Ural, которая изучает фольклор и обычаи своих предков — народов ханты и манси. Музыку древних шаманов они обрабатывают, смешивают с хеви, гранжем, рэпом и драм-энд-басом, что создаёт уникальный стиль — электронный шаманский рок.
Каждое выступление музыканты H-Ural (читается «хурал») начинают с обрядов. В нашем городе они решили исполнить обряд медвежьего праздника. В идеале праздник начинается ночью и длится пять-шесть дней, исполняется народная музыка — до трёхсот песен.
Люди танцуют и разыгрывают сцены из повседневной жизни. У ребят и зрителей нет столько времени, поэтому они решили ограничиться песней Celebration of the Bear.
Вокалист Павел Здравомыслов пел и читал заклинания, славил медведя — одного из тотемов народов ханты и манси. Он ходил кругами и, съёжившись, бил в бубен.
Музыканты были уверены (и не прогадали), что в Челябинске их музыка затронет души людей. Жители нашей области не должны забывать, что предки ханты и манси жили не только в Западной Сибири, но и на Южном Урале и его западных склонах.
Только к ХIХ веку большинство представителей этих народов были вытеснены коми и русскими. Сейчас их остаётся мало даже в Сибири, что сильно печалит музыкантов.
Летом группа выступила на финно-угорском конгрессе в Ханты-Мансийске и получила множество положительных откликов представителей власти этого округа.
— К сожалению, культура хантов и манси постепенно умирает, — сгрустью констатирует факт Мария Оленева. — Мы своими песнями стараемся её возродить и дать новую, пусть и современную жизнь.
Маша играет в команде на варгане и шаманском бубне. Её дедушка хант. Свою внучку он с детства приучил к родной культуре и передал многие знания, связанные с шаманизмом.
Самое ценное для Марии то, что она научилась общению с духами и природой. Труднее всего было научиться находить связь с духом бубна. Девушка говорит, что от него она получает разную информацию, полезную для людей.
Народ спрашивает, как излечиться от недуга, как призвать хорошую погоду. На фестивале «Уральский рубеж» по просьбе организаторов Мария разгоняла облака с помощью бубна, который изготовил уважаемый шаман.
От панка до этники
Вокалист Павел Здравомыслов, или Юван увлёкся музыкой много лет назад. Его творчество периода девяностых мало похоже на то, что мы видим сегодня. Первые записи датированы 1992 годом.
Ребята играли весёлый и жизнерадостный панк-рок. Об этом музыкант нисколько не сожалеет. Напротив, дорожит музыкальным прошлым. Недавно он даже восстановил старые записи, оцифровал и выложил в Интернет.
Уже тогда в душе молодого панка, уральца до мозга костей, зародилась идея создания уральской музыки. В детстве пятилетний Паша услышал мансийскую сказку в одном из сохранившихся селений — Верхней Сысерти.
Этническая, очень мелодичная музыка надолго запала в душу ребёнка. Однако осуществить мечту удалось недавно, в 2007 году, — нашлись единомышленники. Один из них — клавишник Сергей Ялунин, который показал свои электронные творения и предложил совместить их с этникой.
— Так зародилась идея сделать проект из трёх составляющих: фольклора, рока и электронной музыки, — рассказывает Павел. — В восточной Германии существует культовая группа Feeling B.
Её концепция нам в чём-то близка. Они так же смешивают народные и современные мотивы. Два сибирских коллектива также не стесняются прикладывать к фольклору электронную музыку и рок, но они работают в несколько другом ключе.
Гитарист Сергей Голубенков узнал, что его корни ведут начало от народов ханси. Он решил отправиться в этнографическую экспедицию на Северный Урал и в Сибирь.
— С друзьями мы посетили места традиционного обитания древних народов и спустились по реке Сосьве, где до сих пор живут семьи хантов, — вспоминает Сергей.
— Интересно было узнать, откуда мы взялись, как жили наши предки. С середины девяностых там практически не осталось поселений хантов и манси. По берегам этой реки живут лишь несколько семей манси. Пока мы плыли, останавливались и общались с населением.
Кого объединит уральская раса
Языком своих песен музыканты избрали английский. Сказание хантов и манси они перелагают на международном языке. Объясняется это вполне благородными целями:
— Уральская культура достойна того, чтобы стать частью общемировой, — считает Павел Здравомыслов. — А мировым музыкальным языком является английский.
Мы пробовали писать на русском языке, но пока получается не очень органично. Хотя я не исключаю того, что когда-нибудь выпустим альбом на русском. Также у нас есть песни на хантыйском языке, но их нужно доработать.
Павел и ребята даже придумали идею уральской расы. Она никаким образом не связана с расизмом или шовинизмом. Такая раса должна объединить людей, которые в душе считают себя уральцами.
Это может быть украинец или представитель любой другой национальности. Транскультурное движение, уверяют музыканты, призвано в первую очередь объединить всех деятелей искусства, выступающих за развитие уральской культуры и соединяющих в своём творчестве традиции и современность.
Болезни лечит санквылтап
Народные инструменты гармонично сочетаются с электрогитарой и клавишами. Особая гордость музыкантов — мансийский инструмент санквылтап.
Этот струнный инструмент обских угров (хантов и манси) имеет форму лодки. Раньше санквылтап использовали в культовых практиках, теперь — и для обычного музицирования.
— Музыкой санквылтапа можно даже лечить людей, — рассказывает лидер группы Павел Здравомыслов. — Правда, инструмент очень хрупкий. Мы его бережём и используем только для студийных записей.
Без шаманского бубна, варгана и тамбурина (обода с металлическими тарелочками и бубенчиками) музыка группы не смогла бы обрести этническую окраску. В народные мелодии вмешиваются быстрые, ломаные ритмы, что даёт неповторимое звучание.
Новые боги людей
Тексты песен — это не дословный перевод хантыйских и мансийских легенд и мифов, а их современное переложение. Так, в одной из песен поётся о том, как сын верховного бога Торума и прародитель медведей спустился на землю с неба.
Ослушавшись своего отца, он лишился бессмертия. Сын Торума погиб от рук охотников, но его душа до сих пор желает вернуться к Небесному отцу. На создание многих композиций вдохновляет тайга.
Лесу посвящён целый цикл песен. Его обитатели — покровители участников группы. У вокалиста Павла это заяц, у гитариста Сергея Голубенкова — медведь (он похож своим телосложением). Сергею Ялунину покровительствует лесной гусь, а Маше Оленевой, нетрудно догадаться, — олень.
В других песнях появляются осовремененные персонажи — виртуальный шаман и кибердух. Отдельная группа композиций рассказывает о современных проблемах.
— Современность мы преломляем через восприятие лесного человека, — говорит Павел. — Песня «Новые боги» посвящена тому, что люди отказываются от старых богов, то есть от того, что им было дорого. Они не просто отказываются, а начинают поклоняться новым богам — деньгам и власти.
Музыкантам не нравится то, что происходит с природой. В песне «Оранжевые облака» поётся про город Нижний Тагил, где облака на самом деле не голубого, а желтоватого цвета. Напротив же, ребятам нравятся жизнь, гармония, праздники и, конечно, музыка.
Газета "Вечерний Челябинск" (г. Челябинск) от 11 декабря 2008 года
Автор:
Ольга Золотых