18.12.2008 10:14
Борис Гущин, член Карельского союза писателей, член Союза театральных деятелей России:
– Власти Карелии предлагают возродить уникальные северные говоры русского языка, которые используют жители карельской глубинки, на основе накопленного в республике опыта возрождения языков коренных финно-угорских народов. Об этом сообщил министр по национальной политике республики Андрей Манин. Как я могу это прокомментировать? Я вообще не очень понимаю цель возрождения этих "уникальных говоров", то есть диалектов. Мне всё понятно с вепсским языком; с карельским языком и всеми тремя его диалектами (ливвиковским, людиковским, севернокарельским) – это языки, к сожалению, народов малочисленных; языки, которые должны жить и сохраняться на данном этапе истории.
С русским языком и его говорами, диалектами дело обстоит иначе. Здесь, мне кажется, искусственная поддержка какого-то диалекта, скажем, заонежского, совсем не обязательна. Во-первых, русский язык насчитывает более сотни диалектов. Возьмём Русский Север. К примеру, поморский диалект. Поморы Терского берега, Летнего берега, Карельского берега. У этих поморов в словаре довольно-таки большие различия. И даже в Заонежье есть разница в словарном запасе, отдельных терминах, например, в Кижах и в Толвуе. Сейчас роскошно, великолепно говорит на заонежском диалекте, по-моему, только поэт и художник Вячеслав Алексеевич Агапитов. Так что, на этом основании он должен учить этому диалекту всех заонежан? Учить их, как они должны говорить? Диалекты сами по себе живут и умирают. Это процесс исторический, который бесполезно и бессмысленно поворачивать вспять. Поддерживать или бороться с диалектами совсем не нужно. Другое дело, изучение диалектов, составление диалектных словарей. Так этим успешно занимаются учёные-диалектологи. Им и карты в руки. Но навязывать изучение диалектов всем подряд... кому это нужно? Для чего?
Не представляю даже, почему наши чиновники вдруг забеспокоились по этому поводу? Может быть, им, банально, выделили деньги, которые надо срочно оприходовать? Всё это вряд ли целесообразно и с точки зрения бюджетных трат в стремительно ухудшающихся экономических условиях, и с точки зрения науки, которой они по определению не могут заниматься. Ну, давайте все вместе поддержим толвуйскую разновидность заонежского диалекта. Ну и кто и с кем будет на этом диалекте говорить? Что с ним делать, с этим диалектом? Вячеслав Агапитов пошёл с этим диалектом в литературу. Он – защитник Заонежья номер один. А простой человек, куда пойдёт с этим диалектом? Зачем ему это? Я не понимаю цели этой министерской инициативы, поэтому пребываю в полном недоумении.
Как речь русских былин, сказок, плачей должна обеспечить "этнокультурную, этносоциальную стабильность в Российской Федерации"? Не сказками ли о светлом настоящем и будущем нас будут продолжать убаюкивать?
"Столица на Onego.Ru"