26.04.2021 10:16 В саранском Национальном театре будут играть мордовские свадьбы
Иногородним экскурсантам показали творческие мастерские театра, а потом гости неожиданно оказывались участниками свадебного ритуала. И судя по реакции, такой вариант интерактивного знакомства, пришелся туристам по вкусу.
29.03.2021 09:01 Хореограф из Торбеева возрождает этнические традиции в танце
Хореографом она стала почти случайно. Таня выросла в многодетной семье, она младшая из шести братьев и сестёр. В родном Дракино занималась в школьной самодеятельности, где читала стихи, немного танцевала, а больше пела. Тем не менее, окончив школу, поехала поступать в Институт национальный культуры на отделение, готовившее руководителей вокальной самодеятельности.
Автор:
Мила Мельникова
17.03.2021 09:02 "Лух Авт": путь от нескольких строк до полноцветного издания
"Лух Авт" в последнее время очень сильно движется вперед. Если поначалу был период, когда на языке ханты в ненецкой газете должны были прозвучать хотя бы несколько слов, то теперь газета расширилась с четырех полос до восьми.
Автор:
Нина Фальшунова
16.03.2021 09:31 Что делают вязаные чулки хантов в топе культурных брендов России
Общественный проект «Живое наследие» при поддержке Фонда президентских грантов и общественной палаты России провел конкурс "Топ-1000 культурных и туристических брендов России". Сразу несколько культурных объектов Югры стали его победителями.
15.03.2021 08:58 Спектакли на языках мокши и эрзи уносят зрителя в мир национальной культуры мордвы
Для развития театра необходимо выезжать на фестивали, гастроли и общаться с режиссерами и актерами из других регионов. Последний спектакль "Куйгорож" по пьесе Валентины Мишаниной про существо из мордовской мифологии создавался интернациональной командой. Режиссер был калмык, художник — из Коми, режиссер по пластике — из Башкирии. В итоге получился очень интересный спектакль.
12.03.2021 09:43 Когда тундра и кормит, и лечит
Популярный сейчас иван-чай, багульник, сабельник – Ӈызма’ сяй, дикий лук – пайдэй, мараӈга’ хальпя – морошковые цветки и чашелистики, гриб чага, берёзовый деготь, так же, как и труха этого дерева, использовались оленеводами издревле. Причём именно так, как их применяют в фитотерапии.
Автор:
Ирина Ханзерова
02.03.2021 15:15 Образец воплощённой миссии
Представляем рассказ о протоиерее Авксентии Юртове скромном сельском священнике, чьи труды определили развитие культуры мордовского народа в ХХ веке. Педагог, филолог, переводчик, этнограф, археолог, фольклорист, он определял свое главное предназначение "служить Богу через храм и мордовскую школу". О деятельности подобных ему пастырей на рубеже XIX XX веков говорили: "образец воплощенной миссии".
Автор:
доктор культурологии, профессор И. А. Зеткина
01.03.2021 15:08 Археологи ТюмГУ объясняют миграционные процессы в истории Сибири
Об эпохе переселения народов уже достаточно много сказано. Во-первых, в это время населением юга Западной Сибири поддерживались экономические и культурные контакты с народами южного Приуралья и Центральной Азии. Свидетельствует об этом появление у западносибирского населения традиции захоронения человека с конем, импортные изделия: наборные пояса, бусы, украшения, высококачественная посуда, выполненная на гончарном круге.
15.02.2021 09:05 Секреты удмуртских пельменей от Бабушек из Бураново
Раньше начинку для этого блюда готовили из свинины, говядины с луком, но различные приправы не добавляли. В старину северные удмурты лепили небольшие пельмени, а южные – довольно крупные, поэтому они напоминали пирожки. Ели национальное блюдо с бульоном.
03.02.2021 09:15 Всё начиналось с Писаного камня
На камне можно различить четыре группы рисунков, написанных в разной цветовой гамме, в разное время, наслоенных друг на друга и снова прорисованных. Ттак, в группе, обращённой к югу, угадывается и танцующий человек, возможно, камлающий шаман, и рогатый человек, схожий с аллакскими писаницами, и рыболовная сеть, и копытное животное. И о том, что "со временем сюда стали приходить и манси — для них это тоже была святилищная площадка, они тоже камлали".